24.05.2013

Новый закон о госзакупках: реальная экономия?

1 января 2014 года вступит в силу новый закон — о федеральной контрактной системе. Проект содержит ряд изменений, которые призваны распределять бюджетные средства более эффективно: планирование закупок, более четкий общественный контроль, конкретизация предмета заказа, ужесточение качества работ. Однако в связи с резким переходом с одной системы госзаказа на другую в первое время возможны негативные явления. К тому же пока неясно, как в целом новый закон будет работать.

8 апреля 2013 года президент России Владимир Путин подписал законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон заменит действующий 94-ФЗ, который регулирует госзакупки. До конца года необходимо разработать еще 57 подзаконных актов, причем часть из них на региональном уровне.

Вчера директор департамента госзаказа Свердловской области Алексей Федоров на встрече с журналистами объяснил, как изменения в законодательстве коснутся госзакупок региона. Действующая система аукционов обладает массой недостатков, которые привели к расцвету коррупции в сфере госзаказа. Часто бюджетные средства направлялись на неоправданно дорогие товары, и нередко заказ доставался компании, побеждающей только за счет демпинга. Предлагаемые меры в какой-то степени должны решить эти проблемы.

Так, вводимая система конкурсов в два этапа должна будет отсеивать неквалифицированных исполнителей еще на первом уровне.

«Начальная максимальная цена контракта отражает реальную стоимость продукции. Любой участник аукциона может за счет разных мер снизить цену, и мы всячески это приветствуем, лишь бы они не приобретали характер демпинга. Точно определить, демпинг это или нет, я затрудняюсь, но снижение цены на 30 — 40% как минимум заставляет задуматься», — сказал глава департамента Алексей Федоров.

Если исполнитель готов выполнить работы или поставить товары стоимостью 15 млн руб., и при этом снизить свою цену более чем на 25% от заявленной, то заказчик вправе требовать обеспечения заказа в 1,5 раза выше цены или запросить информацию о добросовестности поставщика. Если стоимость будет выше 15 млн руб., то заказчик также сможет требовать обеспечения заказа в 1,5 раза выше. При стоимости заказа более 50 млн руб. поставщик должен будет предоставить банковские гарантии. Проблема их фальсификации сейчас стоит достаточно остро, и, по словам А. Федорова, для борьбы с ними будет создан специальный реестр. «Банки будут обязаны размещать информацию о предоставленной гарантии не позднее суток после ее выдачи», — сказал директор департамента.

В новом законе также запланирован аудит целесообразности покупки, что особенно актуально для предметов роскоши. Однако критерии для данной проверки еще не разработаны.

Специалисты в сфере госзакупок пока оценивают новый закон неоднозначно, но отмечают, что в первое время могут возникнуть проблемы с его реализацией.

«Предлагаемые нововведения, в принципе, полезны. Больше внимания уделяется планированию закупок, поэтому мы как общественники можем заранее поинтересоваться у заказчика на предмет обоснованности какой-либо закупки, направить запросы. Во-первых, можно будет увидеть, что они планируют потратить большую сумму денег на какой-то заказ, и мы сможем заранее начать работу. Во-вторых, в ФКС больше внимания уделяется контролю со стороны общества. Общественным организациям дадут больше полномочий, можно будет писать запросы, разъяснения и жалобы, хотя это можно делать и сейчас под видом потенциального участника», — считает юрист проекта «РосПил-УрФО» Екатерина Петрова.

По мнению эксперта, среди еще одной полезной меры можно назвать создание единого реестра госзакупок, по которому заказчик должен будет определять свои заказы. Это позволит избежать махинаций типа пробелов и латиницы в названии. В остальном, считает юрист, кардинально ничего не изменится.

«Лично к резким изменениям я отношусь отрицательно. Сейчас мы будем несколько лет заново перестраивать работу в рамках нового закона. Еще надо будет принять множество постановлений, на которые идут ссылки в федеральной контрактной системе. Действующий закон вполне работает: его можно было бы усовершенствовать, добавив туда планирование закупок и общественный контроль. Пока сложно сказать, будут ли благоприятные изменения, но за счет резкого перехода от одной системы к другой проблемы будут», — заключила юрист.

В 2013 году область разместит госзаказов на сумму 22 млрд руб. Это на 1 млрд больше, чем регион размещал в 2012 и 2011 годах. Приоритетным является обеспечение заказов министерства строительства, транспорта, здравоохранения, образования и соцполитики.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
13.02.2014 С ног на голову: закон «О контрактной системе» поставил госзаказчиков в тупик

Бюджетные структуры с трудом осваивают 44-ФЗ «О контрактной системе», с 1 января этого года пришедший на смену 94-ФЗ «О ...

12.02.2014 Осмыслить процесс заново: закон «О контрактной системе» поставил госзаказчиков в тупик

Бюджетные структуры с трудом осваивают 44-ФЗ «О контрактной системе», с 1 января этого года пришедший на смену 94-ФЗ «О ...

23.05.2013 Купи то, не знаю что: поможет ли новый закон о госзакупках экономить

1 января 2014 года вступит в силу новый закон — о федеральной контрактной системе ...

20.05.2013 В Свердловской области начали подготовку к переходу на новую контрактную систему в сфере госзакупок

УрБК, Екатеринбург, 20.05.2013. С 1 января 2014 года на территории Российской Федерации вступит в силу новый закон, ...

18.06.2012 Государственная дума РФ готовится рассмотреть законопроект о Федеральной контрактной системе

УрБК, Москва, 18.06.2012. Государственная дума РФ на пленарном заседании 20 июня рассмотрит в первом чтении ...