Авторская колонка

Оксана Трофимова-Ниденталь о причинах стагнации в сфере делового туризма

2 ноябрь 2012 (15:14)

Оксана Трофимова-Ниденталь о причинах стагнации в сфере делового туризма Я работаю в сфере въездного туризма 15 лет, но не могу сказать, что за эти годы в данном сегменте произошли позитивные перемены, также у меня нет оснований делать оптимистичные прогнозы на ближайшее будущее. Назвать деловой туристический рынок «отраслью экономики» достаточно сложно. За это время в Свердловской области не появилось и пяти компаний, работающих в сфере делового, да и простого въездного туризма.

В начале 2000-х годов в Екатеринбурге одновременно появились стратегические проекты развития инфраструктуры, торговли, питания, услуг и деловой туризм. Администрация города, правительство Свердловской области вводили, внедряли, брали на контроль и утверждали программы, планы и повестки. Но результата, на мой взгляд, нет до сих пор.

Несчастный туризм в Свердловской области передавался как писаная торба от Министерства по молодежной политике к Министерству спорта, позднее в Министерство культуры, а затем в Министерство экономики. Надо ли говорить, что все новые министры изучали ситуацию, проводили маркетинговые исследования, составляли обширные программы развития для всех видов туризма Свердловской области. Но эти разработки не внедрялись, тормозили, вязли и в конце концов полностью останавливались.

Сейчас в сфере въездного туризма работают информационно-туристский центр, комитет по внешним связям городской администрации и центр развития туризма, но отрасль не развивается. И если раньше можно было жаловаться, что гостиниц и общепита нет, — так они теперь есть! Их сотни. Раньше говорили, что аэропорт плохой, — так теперь есть, хороший. Наладились авиа- и ж/д пассажирские потоки. Раньше сокрушались о том, что областное правительство денег на выставки не дает. Теперь и это препятствие устранено.

Сейчас есть бесплатная возможность для турфирм и туроператоров рекламировать себя в Москве, Лондоне, Берлине, Барселоне, Франкфурте. На туристической выставке в Шанхае в ноябре 2013 года стенд Екатеринбурга будет крупнее стендов многих европейских государств — 50 квадратных метров с застройкой и оборудованием! Но от нашей области туда едут всего 4 экспонента — 2 турфирмы, один вуз и одна авиакомпания.

Раньше было негде проводить деловые мероприятия. Теперь есть МВЦ. Теперь есть все. А делового туризма нет. На мой взгляд, внутренний и деловой туризм делают не турфирмы, а государство в момент формирования бюджета, выделяя или не выделяя средства на проведение многочисленных событий — научных конгрессов, экономических форумов, выставок, фестивалей, литературных поездов и автопробегов, конференций и инфотуров, круглых и деловых столов, — поддерживая и продвигая саму идею делового туризма на данной территории. Эти события и создают нормальную туристическую экономику, привлекают и аккумулируют финансовые потоки, создав необходимую емкость рынка, привлекая частный бизнес и инвесторов, создавая рабочие места и увеличивая налоговые поступления в бюджет.

В нашей же области такие мероприятия пока можно пересчитать на пальцах одной руки. Эффективной программы их привлечения никогда не было и пока не существует.

А ведь глупо вложить огромные деньги в создание инфраструктуры и пожалеть средства на привлечение в регион выставок, спартакиад, форумов, фестивалей. Титанические усилия по созданию прекрасного города на границе Европы и Азии несравнимы со стоимостью пятилетней маркетинговой программы по продвижению Урала как центра делового туризма.

Другие материалы по теме: