Статьи

По миллиону за слово: слоган «Открой себя миру» может стоить «Фонду мира» штрафа

28 апрель 2012 (15:42)

По миллиону за слово: Слоган «Открой себя миру» может стоить «Фонду мира» огромного штрафа. Фотография предоставлена сайтом morguefile.com ООО «Уралэкспоцентр — Евроазиатский выставочный холдинг» намерено взыскать с туристической компании «Фонд мира» и ООО «Фонд мира групп» 3,5 миллиона рублей за незаконное, по его мнению, использование товарного знака «Открой себя миру». Соответствующий иск уже поступил в Арбитражный суд Свердловской области. Как уверяет выставочный центр, право на слоган официально им зарегистрировано, но, несмотря на это, туристическая компания активно использует его на своем сайте в рекламе более десятка предложений под заманчивыми названиями, вроде «Удиви меня, Казань». В турфирме недоумевают, почему выставочный холдинг не указал им на нарушение прав в устной или письменной претензии, а сразу пошел в суд, причем с крупными финансовыми требованиями, и платить по выставленному счету не готовы.

«Уралэкспоцентр — Евроазиатский выставочный холдинг» обратился в арбитраж с требованием признать незаконным использование компанией «Фонд мира» товарного знака «Открой себя миру». Товарный знак зарегистрирован за истцом, на что у холдинга даже есть соответствующее свидетельство. Чуть ранее холдинг обратился в суд с ходатайством об обеспечении доказательств: по версии истца, ответчик мог успеть удалить те страницы сайта, на которых был размещен рекламный слоган.

Ссылки на интернет-страницы, указанные в материалах дела, действительно уже не открываются. Однако спорный слоган можно легко обнаружить — каждый вложенный прайс снабжен логотипом компании и фразой «Открой себя миру». В «Фонде мира» поясняют, что не скрываются и продолжают использовать свой слоган. При этом в компании уверяют: они были чрезвычайно удивлены иском.

«Компания «Фонд мира» имеет свой зарегистрированный охраняемый товарный знак «Фонд мира» и работает под брендом «Фонд мира», а не под названием ООО «Уралэкспоцентр». О существовании этой организации, честно говоря, мне до вчерашнего дня вообще было неизвестно. Все свои услуги мы также предоставляем как «Фонд мира», а не как организация «Открой себя миру». Мы не знали, что слоган «Открой себя миру», который мы используем сейчас, является зарегистрированной товарной маркой. Когда мы его придумывали, изначально старались избежать плагиата, поэтому иск нас удивил. В частности, непонятно, почему люди просто не позвонили нам, не высказали свои претензии, а сразу подали иск в суд», — заявила УрБК директор ООО «Туристическая компания «Фонд мира» Ольга Свечкова.

«Сейчас мы продолжаем использовать наш слоган. Я не претендую на данный товарный знак, для нас, я повторюсь, это просто слоган, а они, как всем известно, у любой компании меняются время от времени. Без ответа этот иск, конечно, не останется. Если мы действительно что-то нарушили, то будем действовать в соответствии с законодательством», — добавила О. Свечкова.

Между тем юристы оценивают перспективы иска весьма высоко: закон строго охраняет права правообладателей зарегистрированных знаков. Кроме того, существует реестр товарных знаков, с которым туристическая компания при желании могла ознакомиться. Однако эксперты сомневаются, что истец сможет получить заявленную сумму в 3,5 млн. рублей, вероятнее, речь будет идти о нескольких десятках тысяч. Кроме того, тот факт, что Уралэкспоцентр не проинформировал турагентство заранее, суд может расценить как недобросовестные действия истца. В итоге юристы советуют сторонам идти на мировую.

«В такой ситуации иск будет удовлетворен. Вопрос, в каком размере будет присуждена компенсация. Мне кажется, ответчику стоит направить свои усилия по доказыванию причин уменьшения компенсации, указав на следующие обстоятельства. Истец и ответчик работают в разных сферах, товарный знак не оказывает существенного влияния на покупателя услуги при выборе турфирмы, ответчик готов добровольно и незамедлительно отказаться от использования такого знака. Отсутствие предварительной письменной претензии также может быть расценено судом как недобросовестные действия истца. Лучший исход дела — мировое соглашение», — считает управляющий партнер группы компаний «Правовые интересы» Александр Филонов.

«На мой взгляд, «Фонду мира» в данном случае необходимо идти на диалог с владельцем товарного знака, обсуждать вопрос действительности нарушения прав владельца товарного знака, степень вины нарушителя и потенциальный вред, нанесенный несанкционированным использованием товарного знака. Владелец товарного знака вместо взыскания убытков может потребовать компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Размер компенсации определяется судом, поэтому говорить о том, какая сумма будет в итоге взыскана, пока невозможно», — отмечает управляющий партнер юридической компании DE FENDO Елена Матерухина.

Кстати, несмотря на уверенные юридические позиции, истец — Уралэкспоцентр — ведет себя довольно странно. В компании журналистам УрБК заявили, что не заинтересованы в разглашении информации по делу. Почему холдинг не предупредил турагентство заранее, в компании никак не поясняют, ссылаясь на тактику своих юристов.

В довершение всего Уралэкспоцентр вообще попытался опровергнуть информацию о наличии иска. Действительно, арбитражный суд 24 апреля вернул иск, поскольку истец не оплатил госпошлину. Однако это не препятствует повторному обращению, тем более что ходатайство об обеспечении доказательств суд удовлетворил и решил просмотреть «подозрительные» страницы сайта компании «Фонд мира». В итоге все перспективы отсудить у туристической компании некую сумму у Уралэкспоцентра все-таки есть.

Другие материалы по теме: