Автомобильный рынок Екатеринбурга растет впечатляющими темпами. Вслед за ростом спроса пытаются поспевать дилеры и сервисные центры. Однако недобросовестные конкуренты и дефицит кадров делает отрасль далекой от совершенства. Об этом говорили сегодня на совещании под руководством заместителя главы администрации города Виктора Контеева.
За последние несколько месяцев объем продаж легковых автомобилей в уральской столице вырос на 77%. По данным городского комитета по товарному рынку, больший интерес у населения по-прежнему вызывают иномарки, теперь, зачастую уже отечественной сборки.
На покупательскую активность позитивно повлияла программа по утилизации подержанных авто, хотя такая клиентура в основном ориентируется на бюджетные варианты автомобилей.
Лидером продаж с ростом в 163% стали автомобили марки Nissan, Toyota (+125%), и Volkswagen (+94%). Меньше интересовались Ford (рост 41%), Chevrolet (+51%) и Hyundai (53%). При этом каждый третий автомобиль был продан в кредит.
Только в январе объем автопродаж составил 505,4 млн. рублей, в феврале — уже 734 млн. Рост к 2010 году составил рекордные 539%. Впрочем, даже такие темпы не позволяют говорить о полном восстановлении этого сегмента рынка до докризисных величин.
«Мы не вышли на докризисный уровень продаж легковых автомобилей, хотя у нас и самые высокие показатели обеспеченности автомобилями после Москвы. Если так пойдет, скоро мы ее догоним. Как уже обогнали Санкт-Петербург», — заявил Виктор Контеев.
Действительно, на сегодняшний день по Екатеринбургу ездит без малого полмиллиона автомобилей, одна машина на трех жителей. Автодилеры не видят в этом особой проблемы и даже уверены: запас покупательской способности еще достаточен. Именно из этих соображений в городе планируется к открытию до конца года пяти новых салонов.
Пока в Екатеринбурге работает 48 центров продаж, 42 специализируются на иномарках, 6 — на отечественных.
Впрочем, гораздо более широкое поле для деятельности у магазинов автозапчастей и ремонтных мастерских, ведь на дорогах преобладают подержанные авто (54% — старше 10 лет), нуждающиеся в регулярном ремонте и сервисе. Именно на этой почве в Екатеринбурге растут как грибы после дождя «шиномонтажки» и «экспресс-сервисы». Большинство из них оказываются фирмами-однодневками.
«В городе очень много нелегальных автосервисов и моек. Мы постоянно работаем с прокуратурой в этом направлении, выявляем. Однако проблема остается актуальной», — отметила председатель комитета по товарному рынку Елена Чернышева.
Известно, что в Екатеринбурге на законных основаниях действует 490 сервисов и 206 магазинов комплектующих. Еще столько же, по неофициальным данным, работает стихийным методом. Для большинства из них общая проблема одна: отсутствие квалифицированного персонала.
По словам директора автоцентра «Экспресс» Андрея Голунова, большинство потенциальных автомехаников обладают лишь теоретическими знаниями и не готовы к самостоятельной работе с автомобилем. Отдавать транспорт таким специалистам клиенты не готовы, владельцам сервиса приходится доучивать персонал за свой счет.
«Но при этом нет никаких гарантий, что он останется у нас после обучения, учитывая уровень оплаты труда», — отметил А.Голунов.
Итак, после кризиса, у предпринимателей осталось три серьезные проблемы: низкое качество сервисных услуг, рост нелегальных автосервисов и моек, и кадровый голод. По мнению экспертов, все они могут быть решены с помощью грамотной подготовки персонала.
Этим уже сегодня готовы заняться несколько среднеспециальных учебных заведений и два ВУЗа — УрФУ и УрГЛУ. Правда, пока заинтересованности педагоги не видят от собственного руководства.
«Руководство, которое пришло управлять УрФУ не компетентно в области образования. Это мягко сказано», — пожаловался завкафедрой автомобилей и тракторов УрФУ Евгений Баженов.
Не стремятся к сотрудничеству и бизнесмены. Необходимость финансового обеспечения будущих специалистов отталкивает даже самых ответственных. В результате автомагазины и сервисные центры продолжают набирать персонал «с улицы», делая акцент на маркетинге и ценовой политике и забывая о качестве предоставляемых услуг и собственной репутации.
Анна Шабалина