«Областная газета» и Наталья Пономарёва: Сияние Полярного Урала. Промышленность Свердловской области ожидает второе рождение
Прямой экономический эффект от освоения северных природных ресурсов — снижение цен на сырьё для уральских металлургов, сокращение расстояний перевозки основных видов твёрдых полезных ископаемых может составить до 30 миллиардов рублей в год. Об этом заявил губернатор Александр Мишарин, который 23–24 марта в Салехарде участвовал в совещании по реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».
овели секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и полпред Президента РФ в УрФО Николай Винниченко, обсуждались дополнительные меры по обеспечению национальной безопасности в рамках реализации регионального инвестиционного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».
Губернатор отметил, развитие промышленности Свердловской области тормозит истощение минерально-сырьевой базы для металлургического комплекса. Полностью отсутствуют марганцевые и почти нет хромовых руд для получения легированных сталей. Истощена и сырьевая база для производства меди. Металлурги вынуждены ежегодно завозить более 60 миллионов тонн различных полезных ископаемых, а зависимость от импорта существенно ослабляет экономическую безопасность уральской промышленности и национальную безопасность России.
Губернатор уверен, что реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» обеспечит формирование новой горнорудной базы для промышленных предприятий региона. Стратегически важным для освоения ресурсов северного Урала является ускоренное развитие транспортной инфраструктуры. Формирование «Северного широтного хода» и строительство железнодорожной магистрали Полуночное — Обская свяжет Средний Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечит выход к Северному морскому пути и до 2030 года позволит привлечь к железнодорожным перевозкам от 17 до 33 миллионов тонн грузов.
Реализация этого мегапроекта создаст ёмкий внутренний рынок для уральской индустрии. Для строительства более 900 водопропускных сооружений, 11 крупных и почти сотни малых и средних мостов потребуется большое количество строительных материалов, железобетонных изделий и цемента. Их готовы предоставить предприятия Свердловской области.
На начальном этапе потребуется около 400 тысяч тонн рельсов и рельсовых скреплений, 750 тысяч тонн металла, металлоконструкций, стальных труб, медного проката. Эти объёмы также способны произвести металлургические предприятия Среднего Урала. НТМК готов поставлять рельсы тяжёлого типа для работы в условиях низких температур, колёса и бандажи для локомотивов и другую продукцию.
Академические и научно-исследовательские институты Свердловской области помогут в геологическом изучение, горном деле, металлургии, машиностроении. А высшие и средние учебные заведения в состоянии обеспечить подготовку кадров по большинству необходимых специальностей.
Машиностроительный комплекс Свердловской области готов обеспечить поставки средств автоматизации и тяжёлого оборудования, ведь только для строительства железнодорожной линии Полуночное — Обская потребуется около 140 экскаваторов, 130 локомотивов, 120 автосамо-свалов большой грузоподъёмности, 100 буровых станков.
Но для эксплуатации техники в условиях севера потребуется сервисная сеть. И эту сферу способны обеспечить уральцы: Уралвагонзавод освоил производство полувагона с гарантийным пробегом в 500 тысяч километров до первого ремонта. На предприятии ведутся работы по снижению веса вагонов и повышения надёжности их эксплуатации в районах низких температур.
А Уралмашзавод реализует программу выпуска продукции для северных условий: шагающих экскаваторов, карьерных экскаваторов различной мощности, буровые установки. Сейчас на заводе разрабатывают модель буровой установки для скважин, которая позволит разрабатывать месторождения на шельфе моря без строительства дорогостоящих морских платформ.
С другой стороны, создание транспортной инфраструктуры и освоение новых территорий на севере области приведёт и к увеличению объемов заготовки древесного сырья в лесопромышленном комплексе в объёме более трёх миллионов кубометров в год. Это позволит более эффективно загрузить имеющиеся мощности по лесопилению и деревообработке, а также построить новые перерабатывающие предприятия в Ивделе, Пелыме, Оусе, Полуночном, Лобве, Серовском районе, обеспечить работой жителей Северного округа.
В северных районах области осваиваются также новые месторождения строительного камня и модернизируются действующие мощности. При объёме земляных работ около 60 миллионов кубометров Свердловская область способна полностью обеспечить потребности в материалах для насыпей железнодорожного пути Полуночная — Обская.
Опережающее развитие энергетики в рамках реализации мегапроекта жизненно необходимо не только для новых районов хозяйственного освоения, но и для уже работающих производственных и социальных объектов. Значит, потребуются электрические машины, устройства и оборудование, провода, более 30 тысяч тонн медной катанки и проволоки. Поставки оборудования в районы Полярного и Приполярного Урала повлекут за собой развитие сервисных центров по его обслуживанию, создание дополнительных заказов и новых рабочих мест.
«Таким образом, формирование новой горнорудной базы для уральской промышленности, ускоренное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры севера области, расширение внутреннего рынка индустрии региона, интенсификация инвестиционной деятельности при реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» позволит существенно повысить устойчивость экономики Свердловской области и будет способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации», — заявил Александр Мишарин.