Председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин сегодня поддержал моду на встречу с прессой без галстуков. Правда, несмотря на заявленную неофициальность, полного раскрепощения не получилось: встреча была назначена на самое начало рабочего дня — 9:00.
Попав в час пик, многие приглашенные к Анатолию Гредину опоздали. Избавиться от чувства неловкости им так и не удалось, поэтому и задать особо острые вопросы гости так и не решились. Разговаривали в основном о событиях последних месяцев.
С самого начала премьеру пришлось подтвердить недавние слухи о серьезных претензиях со стороны администрации губернатора к первому замминистра промышленности и науки Юрию Зибареву. Накануне на закрытой части заседания президиума правительства чиновник докладывал вместо своего начальника, находящегося в отпуске, о реализации инновационных проектов в Уральском федеральном университете.
«Зибарев рассуждал старыми мерками Евразийского университета. Мы только напугали всех этим огромным проектом, поэтому и решили в итоге на базе УГТУ-УПИ и УрГУ создать большой университет. Под него уже зарезервирована земля на Шарташе, 1,5 тыс. гектаров, где мы планируем построить первую очередь УрФУ. Но если не будет федерального финансирования, то строить дальше за областные деньги нет смысла. Мы хотим попасть в федеральную программу и построить технопарк. Юрий Петрович был немножко не в теме и за это получил. Последствия любой тяжелый разговор имеет, душевные переживания. А по должности не будем загадывать», — рассказал Анатолий Гредин.
Анатолий Гредин уже созрел для встреч без галстуков, но пока не готов стать блогеромПрокомментировал премьер и возвращение в министерство экономики своего первого зама Михаила Максимова. Анатолий Гредин напомнил, что нынешнему кабинету губернатором был обещан год спокойной работы, а значит, и о возможных перестановках в кабинете ранее Нового года думать не стоит.
Кроме того, председатель правительства подчеркнул, что KPI (Кey Performance Indicators), то есть условные показатели качества работы, у Михаила Максимова очень приличные и, значит, формальных поводов для его ухода с госслужбы нет.
Затем разговор зашел о еще одном региональном мегапроекте — создании духовного центра в Верхотурье — и участии области в других церковных проектах. Премьер поспешил уверить всех в том, что область «не будет вкладываться в церковь»; в частности, монастырь на Ганиной Яме будет восстанавливаться за счет частных инвесторов. Потом, когда речь зашла о самом Верхотурье, Гредину пришлось еще раз пообещать не отдавать деньги церкви.
«По региональной программе средства будут вложены в инфраструктуру: строительство новой больницы, училища, ливневой канализации, дорог. Будем развивать малый и средний бизнес, ремесловые производства. Конечно, строить церкви за бюджетный счет мы не будем», — еще раз пообещал он.
Зато за счет бюджета будут продолжать строить малоэтажное жилье. В следующем году на эти цели будет выделено порядка 300 млн. рублей. От ранее заявленных космических цифр по вводу — 2 млн. кв. метров — правительство также отказываться не намерено. Основные пилотные проекты будут ориентированы на екатеринбуржцев.
Во благо граждан будет действовать и транспортный налог. Анатолий Гредин пообещал его не повышать — правда, лишь после настойчивых вопросов журналистов. Пришлось, впрочем, признаться, что и понижать его не будут.
Еще один серьезный проект свердловского правительства связан с планируемым усилением роли региональных представительств в Москве и Нидерландах. Зачем Свердловской области штаб на окраине Европы, премьер внятно объяснить так и не смог, зато рассказал, за что мы платим нашим московским чиновникам.
«Мы участвуем в зарубежных выставках. Нам нужно представительство для участия и организации всевозможных международных мероприятий. Тем более у нас сейчас в критериях оценки министров есть пункт «Об объемах привлечения федеральных средств». Сейчас представительство в Москве будет работать как департамент правительства, который взаимодействует с федеральными властями», — заявил Анатолий Гредин.
Отметим, что конкурс для желающих занять в столичном представительстве вакантные места уже идет.
К слову, пока речь шла на околополитические темы, Анатолий Гредин производил впечатление человека, который не имеет от прессы никаких секретов. Он спокойно рассуждал о системе сити-менеджеров, объяснял, почему доверяет мэрам и не считает нужным вмешиваться в процесс смены системы муниципального управления.
«В некоторых городах этот процесс сам начался. Я думаю, что там, где сильный мэр, система сити-менеджера не очень-то и нужна», — признался премьер.
«Значит, в Екатеринбурге был слабый мэр?» — пытали его журналисты.
«Речь идет не о личностях. Решение о сити-менеджере в Екатеринбурге было принято после того, как Аркадий Чернецкий дал согласие на уход в Совфед», — воспроизвел свою версию развития событий премьер.
Журналистам общение с Анатолием Грединым понравилось в том числе и возможностью позавтракатьА вот к моменту, когда речь зашла об экономике и о конкретных проектах в этой сфере, председатель правительства «закрылся». Говорил только то, что уже высказывал публично, а на уточняющие вопросы произносил одну и ту же фразу: «Давайте не будем никого пугать и пока не будем об этом говорить».
В пугливости он подозревал потенциальных инвесторов, которым, по его мнению, почему-то могла не понравиться публичность местных властей.
На минувшей неделе сам Анатолий Гредин обмолвился о создании рядом с Уралвагонзаводом еще одной площадки по производству вагонов и двух заводских грузоперевозочных компаний.
«Компания уже есть и работает, по транспортировке нефтеналивных грузов, только она зарегистрирована не у нас. У нас многие грузоперевозочные компании зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Давайте не будем пугать. Мы хотим, чтобы они были зарегистрированы в Екатеринбурге. Мы сейчас начнем «звенеть», они скажут: «Нет, ребята, мы к вам не поедем». Вы и так слишком много про них говорите», — предупредил прессу премьер.
Вообще, тема взаимоотношений с собственниками компаний для правительства, как оказалось, вопрос довольно сложный. По словам Анатолия Гредина, кабмину уже удалось разобраться с большинством активов Павла Федулева, Елены Копытовой и Малика Гайсина, но «нерадивых собственников» от этого меньше не стало.
«Хорошо бы закон о неэффективных собственниках, чтобы забрать собственность в пользу государства, привести ее в порядок и продать. Как это было при царе», — помечтал чиновник.
В завершение Анатолий Гредин тактично ушел от обещания стать еще более доступным и завести интернет-дневник, признавшись, что еще не думал об этом. По тону премьера присутствующие поняли, что в ближайшее время в мыслях его эта идея не появится. Сначала нужно пережить этот сегодняшний первый опыт морального самообнажения.
Анна Шабалина