Свердловские лесозаготовители подводят неутешительные итоги летних пожаров. Даже предварительные убытки отрасли составили, по самым оптимистичным данным, 50—70 млн. рублей, причем эта цифра — лишь затраты предприятий на тушение. Представители лесного комплекса предупреждают: если областные власти не примут меры в течение месяца, в 2011 году лесной комплекс области окажется в ситуации в разы хуже прежней.
По предварительным данным, в Свердловской области за время пожаров сгорело более 253 тыс. гектаров государственного лесного фонда. За этот период только ООО «Лесопромышленный комбинат «Урал-Лобва» потратило 1,5 млн. руб. на тушение пожаров, 6—7 млн. руб. — убытки, связанные с погубленной пожарами техникой, рассказал на сегодняшнем круглом столе директор предприятия Владимир Коноплев. Вся техника и персонал были брошены на тушение пожаров, а текущие работы остановлены.
Фотография предоставлена сайтом www.nucl0id.livejournal.comУбытки от пожаров 2010 года предприниматели затрудняются подсчитать даже сегодняРаботники лесозаготовки задаются вопросом: кто же вернет потерянные средства?
«Мы помогали тушить и государственные владения. Однако от правительства мы получили только благодарственные письма. Хорошо, хоть это есть. Кулаком по столу умеем стучать, а дальше что? Почему правительство не предпринимает никаких мер по поддержанию отрасли?» — возмущается Владимир Коноплев.
Причем меры необходимо предпринимать оперативно. Сейчас лесные хозяйства не имеют допуска к сгоревшим лесам, в то время как до октября необходимо произвести зачистку леса. Это, во-первых, принесет прибыль предприятиям, так как горелую древесину можно еще продать, во-вторых, спасет лес от катастрофы следующего года. Дело в том, что сегодняшний горелый лес высохнет и будет служить активатором лесных пожаров: огонь разовьется намного быстрее, чем это было в нынешнем году, да и пожарная техника проехать не сможет. Кроме того, мертвый лес привлечет насекомых — вредителей леса.
Бизнес готов войти в эти «горельники» и начать заготовку леса. Необходима лишь санкция государства. По закону лесные хозяйства могут только раз в год совершать очистку леса, но сегодня разрешение предприниматели называют спасением для арендаторов государственных лесов. Свердловский бизнес настаивает на бесплатном входе и в государственные леса.
«Тогда бизнес мог бы возместить хоть часть своего ущерба», — говорит ректор Уральского государственного лесотехнического университета Василий Азаренок.
Как отмечают представители лесничеств, необходимость в принятии закона о своего рода «исключительных случаях» возникла давно. Однако никаких действий со стороны областных властей не видно. Арендаторы же лесов говорят, что если инициатива пойдет с их стороны, то сроки принятия закона растянутся не менее чем на год. Решать же проблему необходимо сейчас.
Отметим, что, по заявлению коммерсантов, аналогичный закон уже действует в Вологодской области.
Виновниками пожаров предприниматели называют и грибников, и энергетиков, и прочих не знающих правила пожарной безопасности в лесу, и даже МЧС.
«Они опахивали поселки и ждали приближения огня, хотя надо было тушить сам приближающийся огонь», — посетовал директор государственного учреждения «Серовское лесничество» Павел Ткаченко.
Однако упрекнуть можно и самих предпринимателей: их предприятия застрахованы не были.
Бизнес по лесопереработке — один из основных кормильцев севера Свердловской области, и последствия летних пожаров он будет ощущать еще долгоЕще не закончились лишения, связанные с лесными пожарами, а лесозаготовительный бизнес уже готовится к новому удару.
Как заявил сегодня директор по финансам и сбыту ООО «ПТП «Лесной Урал» Сергей Антоненко, Российские железные дороги известили лесопромышленников о том, что с 1 октября вагонов на перевозку лесоматериалов не будет.
«Это связано с реформой железных дорог. Я теперь не знаю, что мне делать. Говорить своим работникам: «Расходитесь по домам»?» — негодует Сергей Антоненко. По данным Министерства промышленности, больше половины пиломатериалов области экспортируется. В основном — в страны Азии. 55—60% произведенной в регионе фанеры также продается за границу.
Без транспортной связи с зарубежными покупателями лесная отрасль области лишится значительных средств, уверяют лесозаготовители и переработчики.
Так или иначе, предприниматели и власти еще не решили, как им поступать дальше: первые уповают на помощь государства, однако внятных ответных сигналов в ответ пока не слышат.
Алена Тымонюк