«РБК daily» и Александр Кленин: Право на рекламу
Операторы наружки добились победы над региональными властями.
Верховный суд поддержал позицию оператора наружной рекламы «Никэ» в правовом споре с Рязанской городской думой. Суд удовлетворил требования «Никэ» в части главенства федерального закона «О рекламе» над местными нормативно-правовыми актами. Участники рынка полагают, что это станет прецедентом в аналогичных спорах между операторами и органами местного самоуправления.
В Рязанской области местные власти в течение двух лет привлекали рекламораспространителей, ведущих свою деятельность на территории области, к административной ответственности за несоблюдение требований по установке и размещению рекламных и информационных конструкций. Суммы штрафов для юридических лиц составляли от 10 тыс. до 50 тыс. руб. за каждую конструкцию, установленную незаконно с точки зрения рязанских властей. По данным «Никэ», рязанские власти предлагали операторам расстаться с определенной суммой за получение разрешения и договора на установку рекламной конструкции, которое в соответствии с федеральным законом «О рекламе» должно выдаваться бесплатно. Суд Рязанской области признал постановление местных властей «недействующим в той мере, которая допускает привлечение к административной ответственности за незаконную установку и эксплуатацию рекламных конструкций». Верховный суд России оставил решение в силе.
Представители «Никэ» уверены, что достигнутый в суде результат позволит всем операторам наружной рекламы переоценить свое отношение к правовым и законотворческим аспектам, регулирующим нормы функционирования этой отрасли в каждом конкретном регионе. Решение Высшего арбитражного суда может стать прецедентным для подобных дел в отношении местных муниципальных органов по всей стране, полагает и руководитель Ассоциации саморегулирования в области рекламы Александр Голованов. «Несмотря на то что у нас не прецедентное право, данная практика поможет в других подобных разбирательствах. Ссылаясь на решение по делу в Рязанской области, можно обратить спор в пользу рекламораспространителя. Сегодня во многих регионах наблюдается настоящий произвол местных властей в области распространения рекламы и установки рекламных конструкций», — резюмирует г-н Голованов.
По данным Торгово-промышленной палаты Московской области, только в Подмосковье около полумиллиарда рублей ежегодно недополучает бюджет Московской области из-за несоответствия нормативно-правовых актов, принятых в большинстве муниципальных районов и городских округов, федеральному законодательству о рекламе.