Первая компьютерная сеть, как известно, появилась чуть более сорока лет назад в лаборатории Калифорнийского университета и соединяла лишь два компьютера. Спустя четверть века, благодаря всемирной компьютеризации, началась эпоха Интернета, расцвет которой наблюдаем мы сегодня. Любопытно, что теоретические основы современной компьютерной коммуникации были заложены гораздо раньше.
Сегодня мы все чаще узнаем о новостях из блогов и социальных сетей. Листая в течение дня френдленту, можно вполне быть в курсе происходящего вокруг, и при этом не обращаться к «официальным» информационным источникам, наполненных рекламой и пропагандой. Разумеется, любое информационное сообщение субъективно, разница лишь в доверии к автору. Формируя френдленту, мы априорно включаем в нее блогеров, вызывающих доверие или интерес, соответственно, относимся к сообщениям френдленты как к максимально достоверным. Эта модель характерна для межличностной коммуникации вообще, когда наиболее опытные в какой-либо сфере носители информации делятся своим мнением с менее сведущими, в литературе именуется «Концепцией лидеров мнения», сформулированной в 1940-х годах К. Ховландом и П. Лазарсфельдом, но особую актуальность и значимость обрела с развитием технологий сетевого общения.
Сегодняшнее массовое увлечение социальными сетями Интернета также вызвано лишь развитием технологий, ведь теорию социальных сетей презентовали миру А. Рапопорт и Р.Соломонов в далеком 1951 году, заметившие склонность индивидуумов к объединению по принципу родства и наличию разнотипных социальных связей. Стремление медиа к демассификации, выраженное в ориентации на узкие целевые аудитории, было концептуально описано Э.Тоффлером в 1980-м, однако в полной мере реализовано лишь с появлением блогосферы и социальных сетей: теперь целевая аудитория сузилась до одного-единственного получателя, куда уж еще сегментировать! Даже такое ключевое свойство Интернета, как интерактивность, было предсказано задолго до его расцвета – в далеком 1985 году Эверетт Роджерс констатировал, что традиционное деление на субъектов коммуникации на отправителей и получателей постепенно утрачивает смысл.
Обращение к истокам коммуникативистики вполне может дать представление о тенденциях развития современных средств коммуникации. Учитывая непрерывное совершенствование компьютерной техники и наличие тенденции к персонализации информационных потоков, можно утверждать, что мы живем в век смены парадигмы массовой коммуникации. По аналогии с товарными рынками, где «рынок продавца» с повышением конкуренции и развитием коммуникационных технологий трансформируется в «рынок покупателя», получатель информации становится активной стороной во взаимоотношениях с информационными источниками: он сам формирует «информационное меню» в соответствии со своими интересами и представлениями об окружающем мире. В таких условиях СМИ утрачивают свое монопольное положение и вынуждены завоевывать, а затем удерживать доверие своей аудитории. Неприкрытая манипуляция общественным становится невозможной, поскольку она подрывает доверие, и СМИ вынужденно стремятся к непредвзятому и достоверному стилю в освещении событий.