Отложенный старт Александра Мишарина
Александр Мишарин подвел первые итоги работы в должности губернатора Свердловской области. Как признал глава региона, он не полностью удовлетворен личными результатами, достигнутыми за 6 месяцев, и пока не готов оценить работу своей команды. Между тем экспертное сообщество главный вывод уже сделало: Александр Мишарин не стал публичным политиком в новой должности, что грозит ему серьезными проблемами в сфере экономических отношений в перспективе.
Действительно, Александр Мишарин не прошел серьезную школу выборов, у него нет соответствующего опыта и навыков выстраивания коммуникаций ни с лидерами общественного мнения, ни с рядовыми гражданами. Александр Мишарин — классический аппаратчик, причем аппаратчик своеобразный, прошедший управленческую школу РЖД. Не секрет, что менеджмент этой структуры имеет репутацию людей, ориентированных на достижение поставленной цели кратчайшим путем и своими силами, без выстраивания сложных схем, которые они считают ненужными.
Приверженность к такой поведенческой модели Александр Мишарин прекрасно продемонстрировал в процессе смены управленческой команды своего предшественника, Эдуарда Росселя. Ломка правительства произошла быстро и радикально. Заменены были и все ключевые фигуры в администрации губернатора. При этом фамилии целого ряда новых управленцев вызвали в среде местных элит недоумение. В первую очередь речь идет о руководителях министерства финансов и минстроя Константине Колтонюке и Михаиле Жеребцове. Тем не менее открыто порассуждать о потенциале предложенных кандидатур решились лишь СМИ, у всех остальных кадровый выбор главы региона недоумение если и вызвал, то лишь скрытое. Кредит доверия Александру Мишарину слишком высок, при этом считаться с общественным мнением, выразителем которого и являются СМИ, он не счел нужным.
Одним из плюсов Александра Мишарина в качестве губернатора для свердловчан аналитики изначально называли его лоббистский потенциал. Опыт работы в Правительстве России и личные связи в высоких московских кабинетах должны были гарантировать, что область будет более активно включена в федеральные проекты, предполагающие федеральное же финансирование. Отметим, что ожидания эти в целом оправдываются. Средства из Москвы в регион пусть и не в глобальных объемах, но всё же пошли, часть проблемных дорожных активов, судя по всему, будет передана на баланс Федерации, а проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург — Москва может стать прорывным для региона в целом.
Тем не менее вовсе не остающиеся, как правило, за кадром встречи в кабинетах федерального правительства и их результаты будут в ближайшее время определять темпы и направления развития Свердловской области. Федеральные вливания могут быть лишь соусом к блюдам, которые готовятся на местах, тем более что проблемных регионов, требующих помощи, у Москвы хватает и без нас.
От руководителя Свердловской области объективная реальность требует иного, более широкого набора навыков, нежели лоббистский ресурс в Москве и опыт аппаратной работы. Управление разнополярным регионом с уже сложившимися векторами интересов местных элитных групп требует навыков скорее политической и даже дипломатической работы.
Поддержание условного баланса между оперирующими в регионе ключевыми ФПГ (РУСАЛ, УГМК, «Евраз», «Газпром» и ТМК) и администрацией Екатеринбурга как пятым активным игроком местной административно-политической арены требует от Александра Мишарина развития новых для него качеств. Увы, пока губернатор учиться искусству управления по канонам политики и дипломатии, а не жесткого администрирования не готов.
Впрочем, это не его вина. Александр Мишарин — представитель своей системы и среды, в практике и традициях которых, как мы уже отмечали, есть свои несомненные сильные стороны. Тем не менее сделать выводы по итогам первого полугодия руководства столь сложным регионом, как Свердловская область, губернатору и его ближайшему окружению всё же стоит.
Пытаться руководить Средним Уралом в кабинетном стиле можно, но ничего хорошего из этого не получится. За последние два десятка лет здесь сформировался определенный набор привычек и стереотипов, пренебрежение которыми для управленца чревато отторжением.
Образно говоря, свердловский губернатор должен ходить в народ. У Александра Мишарина это получается, но лишь временами. Кроме того, невооруженным глазом видно, сколь сложно ему это дается и с какой радостью он возвращается в здание своей резиденции.
Тем не менее прислушиваться к людям, давать им надежду, хотя бы делать вид, что их мнение важно и ты с ним считаешься, крайне важно. Уральцы понимают и ценят здоровый популизм: фантастическая карьера Бориса Ельцина, да и Эдуарда Росселя, — лучшие тому примеры.
Пока осознания этого простого факта к Александру Мишарину не пришло. Наилучшим образом это видно в сфере отношений губернатора и его администрации со средствами массовой информации. Вопреки ожиданиям, каких-либо новых форматов взаимоотношений с медиа администрация не предложила, хотя после почти двух десятков лет руководства областью прежнего губернатора это объективно требовалось сделать. Более того, многое из того, что можно было использовать, в течение нескольких месяцев утрачено, а персоналии, привлеченные к работе со средствами массовой информации, у их руководителей вызвали как минимум недоумение.
В результате, несмотря на все попытки позиционировать губернатора как строгого крепкого хозяйственника, по итогам важнейшей для него пресс-конференции «темой дня» становится его 40-минутное опоздание, а не социально-экономические проекты Александра Мишарина. Это можно было бы назвать внутренними проблемами извечно непростых отношений власти и журналистов, однако беда Александра Мишарина в том, что глазами СМИ за ним смотрит и его оценивает всё население области.
Оценивают его и потенциальные инвесторы, и аналитические структуры президента и правительства страны через различные исследовательские программы — от мониторинга до социологических исследований и экспертных опросов.
Экспертное же сообщество всё чаще начинает задаваться вопросом о стратегии губернатора. Значительная часть времени ушла на его условное «обустройство» в регионе, потом началась предвыборная кампания, однако и по ее завершении понятных населению ориентиров и целей развития руководитель области пока не сформулировал. Более того, начинает создаваться впечатление, что Александр Мишарин искренне считает достаточными программные заявления, сделанные им именно в ходе выборов. По крайней мере, именно риторика периода февраля — марта до сих пор активно эксплуатируется и самим губернатором, и руководством правительства.
Все вышеназванные вещи достаточно очевидны, и, скорее всего, сам губернатор многое понимает. Едва ли для этого ему требуется помощь заезжих политконсультантов, хотя, судя по последним кадровым решениям, это утверждение уже не столь очевидно. Необходимо, чтобы губернатор признал необходимость и неизбежность своей социализации и, если угодно, политизации. Если же готовность к диалогу с общественностью к Александру Мишарину не придет, то в дальнейшем руководить регионом ему будет всё сложнее. И дело тут не в конкретных структурах и персоналиях, а в том, что существует именно политическая система. Если человек не занимается политикой, то политика занимается им.
Ведь, как известно, политика есть концентрированное выражение экономики, и отсутствие контроля над политической площадкой и навыков игры на ней, отказ от сложных схем и поиска компромиссов в итоге обернутся неизбежными проблемами в экономической составляющей.