Снижение объемов производства и потребления оставило сферу логистики в незавидном положении. В разгар кризиса компании старались сократить свои расходы на всем, в том числе на аренде складских помещений, сокращая площади или добиваясь снижения арендных ставок. Кому-то из игроков и вовсе пришлось отказаться от складов.
Это привело к тому, что на сегодняшний день остается достаточно большая доля незаполненных складских помещений. По разным оценкам, в Екатеринбурге и пригородах пустует в лучшем случае около 30% площадей. Всё это резко контрастирует с бравурными докризисными прогнозами, обещавшими отрасли настоящий бум.
Логопарк «Пышма» сегодня заполнен на 75%, причем значительная часть сделок была заключена в начале 2010 года. По крайней мере, так уверяют в самой компании.
Предприниматели стали не только меньше хранить, но и реже перевозить. Так, директор транспортной компании ООО «АсстрА Урал» Сергей Акимов утверждает, что некоторые заказчики перевозок «просели» более чем на 50% по сравнению с 2008 годом, в числе таковых — металлургический и строительный сектора.
«Раньше железная дорога была загружена неэффективными перевозками: по всей стране возили руду, щебень, в то время как половину этих грузов можно было не передвигать. Конечно, для транспортных компаний это хорошо, но для экономики страны это вовсе не эффективно. В частности, были случаи, когда мы возили руду из Ирана, хотя на Урале ее предостаточно», — вспоминает Сергей Акимов.
Востребованность складских помещений, по оценкам генерального директора группы компаний «Оборонснабсбыт» Игоря Суханова, на сегодняшний день очень низкая. Новых игроков и операторов на рынке практически нет. Имеющиеся игроки, как правило, уже обеспечены складскими площадями. Те, кто был не удовлетворен качеством площадей или их стоимостью, уже решили для себя эти вопросы либо в пользу более высокого качества, либо в пользу более низкой цены. Поэтому сегодня на рынке реальный платежеспособный спрос на склады очень низкий.
Видя невысокий спрос, многие владельцы складских помещений стали идти на ценовые уступки арендаторам. По данным самих логистов, в 65—70% случаев эти меры помогают их удержать. Остальные 30% составляют две категории клиентов: первые — это компании, у которых есть достойный бюджет на аренду, и они не готовы экономить на качестве; вторые — компании, уходящие с рынка.
«Для тех и других нет смысла понижать арендные ставки», — отмечает первый вице-президент ГК AVS Group Ольга Наумова.
В целом средняя цена по рынку снизилась на 10—15%, при этом дорогой сегмент просел сильнее остальных, так как в классе А изначально ставки были сильно завышены.
Даже если качество объекта и площадь устраивают арендатора, то цена всегда будет оставаться критичным фактором, потому что рынок складской недвижимости эластичен по цене. Причина этого — рыночная потребность в складских площадях.
Также сильно спрос упал на неспециализированные и не предназначенные для складского хранения площади: переоборудованные и реконструированные производственные помещения, цеха, базы и т.д.
«Всё то, что строилось как складское помещение, какого бы класса оно ни было, в той или иной степени соответствует требованиям, предъявляемым к складским помещениям. При этом качество данных площадей и их стоимость могут быть разными. Большим спросом пользуются специализированные новые складские площади по адекватным ставкам», — отмечает Игорь Суханов.
Оценивая перспективы рынка, его участники надеются на лучшее, признавая, что хуже уже быть не может. При этом все в один голос заявляют, что их успех зависит от работы производства и потребительского рынка.
Ключевые основания для оптимизма — некоторое оживление в промышленном секторе и продолжение развития местных и федеральных ритейлеров, которые, несмотря на кризис, всё так же нуждаются в складских помещениях.