«Российская газета» и Надежда Эбель: «Капитал без труда»
Уже в среднесрочной перспективе Свердловская область вновь столкнется с дефицитом рабочей силы
После преодоления кризиса Свердловская область рискует серьезно отстать в развитии, если ее экономика не будет переориентирована на высокотехнологичные производства. Однако для воплощения амбициозных стратегических замыслов региону может не хватить рабочих рук.
Причем, как прозвучало на международной научно-практической конференции «Достойный труд — основа стабильного общества», прошедшей в Екатеринбурге, проблема не столько в их количестве (пока дефицит неквалифицированных кадров восполняют гастарбайтеры), сколько в качестве: эффективность труда уральцев по-прежнему значительно ниже, чем рабочих аналогичных западных производств. По мнению экспертов, проблему породил целый ряд причин — от последствий былой политики уравниловки и обесценивания интеллектуального труда до современного дисбаланса между потребностями рынка и предложениями учреждений образования.
По данным свердловского правительства, более 70 процентов вакансий сегодня — по рабочим специальностям. Но в учреждениях начального профессионального образования обучается лишь 11 процентов всех студентов области. По прогнозам, в течение ближайшего года потребность в профессионалах с высшим образованием составит 28 процентов, а с начальным профессиональным — 50. Реальная картина обратная: выпускников с вузовским дипломом будет 58 процентов, тогда как профучилища окончат только 16.
Этот дисбаланс усугубляет и без того серьезную демографическую проблему: трудоспособное население области в ближайшее время сократится с 2,9 до 2,5 миллиона человек.
— Необходимо повышение производительности труда путем внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий, передовой организации труда, роста профессионального уровня работников, — заявил на конференции председатель областного правительства Виктор Кокшаров. — Само государство должно создавать предпосылки для повышения эффективности работы организаций: снижать налоги на экспорт нового оборудования, стимулировать предприятия к созданию и внедрению новых технологий, обеспечить льготы для организаций, вкладывающих средства в образование работников.
Однако повышение производительности труда сотрудников — прежде всего задача самих организаций.
— Конечно, главное для работодателя — прибыль, но именно человек — главный источник конкурентоспособности любой компании, — уверена заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Байкальского госуниверситета экономики и права Татьяна Озерникова.
По ее словам, сегодня социальную ответственность демонстрируют прежде всего компании, работающие в жесткой конкурентной среде. Монополисты же свою кадровую политику объясняют скорее традицией и этическими соображениями.
До кризиса работодателям приходилось предоставлять соцпакет работникам из-за их дефицита — особенно по отдельным профессиональным группам. Сегодняшняя ситуация на рынке труда позволяет заморозить многие пункты коллективных договоров — люди и без того держатся за свои рабочие места. Впрочем, действительно заинтересованные в развитии предприятия останутся социально ответственными, если хотят сохранить профессиональное ядро, тот коллектив, в формирование которого вложены немалые средства.
По мнению директора Центра и института безопасности Пермского государственного технического университета Григория Файнбурга, необходимо инвестировать и в условия труда. Пока что производственный травматизм в России значительно выше, чем в Европе и США: у нас в стране на работе погибают в среднем 10 человек в день. Самые травмоопасные профессии связаны с ремонтом механизмов, в зоне риска также руководители и водители, часто попадающие в ДТП.
— Можно найти соотношение между уровнем травматизма и низкой конкурентоспособностью товара, — полагает Григорий Файнбург. — Если условия труда на предприятии нормальные, то все остальное точно в порядке.
По его словам, в России слабо развиты рыночные методы регулирования охраны труда: сертификация и аттестация. К тому же они малоэффективны — документы можно оформить за плату. Российские власти и сами работодатели не используют в этой сфере налоговые и тарифные, социально-психологические методы регулирования. В основном применяется традиционный административный метод — через надзоры.
Есть серьезные изъяны и в медицине труда, сообщил депутат Госдумы Борис Никонов. По его данным, в Свердловской области в ближайшее время 120 тысяч человек могут быть выведены из экономики по состоянию здоровья. На вредных условиях труда заняты 528 тысяч свердловчан. Это 36 процентов всех мужчин и 19 процентов женщин, работающих в области. В области существует целевая программа в этой сфере. Ее финансирование составляет более 2,5 миллиарда рублей, но, по словам Никонова, она окупится за четыре года. Зато экономический ущерб, который можно предотвратить благодаря ее реализации, оценивается в 3,6 миллиарда.
С другой точки зрения предлагает посмотреть на условия труда и кадровую проблему председатель Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов. По его мнению, решить задачу обеспечения достойных условий труда для наемных работников можно только сделав продукцию предприятий конкурентоспособной. А для этого необходимы инновации.
— Недостаток средств на новую технику, морально-устаревшее оборудование ведет к выпуску неконкурентоспособной продукции, — говорит он. — Задерживает развитие отсутствие государственных льгот и преференций инновационным предприятиям.
По словам Семенова, необходима комплексная поддержка отечественного производителя с помощью налоговой, таможенной, тарифной, кадровой политики. Помочь может и система закупок для федеральных и муниципальных нужд, меры, направленные на развитие внутреннего рынка.
— Пока предприятия будут жить нормально или даже сводить концы с концами, они не будут вводить инновации. Пока это не станет вопросом жизни и смерти, — возражает директор челябинского филиала Института экономики УрО РАН Владимир Белкин. — Почти 100 процентов россиян могли бы работать лучше. Но не работают, потому что нет стимулов для этого.
По данным исследований, большинство рядовых работников и руководителей уральских предприятий не стремятся стать новаторами, предлагать способы усовершенствования производства, потому что, как правило, это не поощряется и ведет лишь к увеличению ответственности. В качестве положительного примера Владимир Белкин привел работу автоагрегатного завода в Курганской области. Здесь ввели ежемесячную оценку работы каждого сотрудника, отменили уравниловку при начислении зарплаты. Она у всех разная в зависимости от производительности труда. Это дало двукратное увеличение прибыли за пять лет. Прогулы, простои, текучесть кадров и травматизм сократились. Каждый третий руководитель стал новатором. А неэффективные работники либо уволились, либо изменили свое отношение к труду.