«Коммерсантъ» и Светлана Дементьева: «Из банковской системы вытрясают мелочь»
Банк России готовится к масштабной расчистке банковского сектора от мелких недобросовестных игроков. Территориальным управлениям предписано уже с июня осуществлять тотальный контроль за всеми изменениями в бизнесе трети российских банков, которые, по мнению ЦБ, могут свидетельствовать о фиктивной докапитализации или выводе активов. Нарушителям грозит наказание вплоть до отзыва лицензии, в Банке России уже задумываются об увеличении числа сотрудников, которые будут управлять временными администрациями банков. Устраняя риски в финансовом секторе, ЦБ может спровоцировать их рост в реальном, предупреждают эксперты.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо "О работе с банками в связи с увеличением требований к размеру собственных средств", которое Банк России разослал всем своим территориальным управлениям. Цель документа — усиление контроля за банками, которым для соответствия требованиям законодательства в ближайшие три года потребуется докапитализация.
Согласно принятым в начале года поправкам к закону "О банках и банковской деятельности", с 2010 года капитал банков должен быть не менее 90 млн руб., с 2012-го — не менее 180 млн руб. По данным ЦБ, на 1 мая 2009 года первому условию не соответствовали 179 банков (за исключением санированных), второму — 321 банк, то есть в общей сложности примерно треть российских банков. По оценкам ЦБ, на долю этих банков приходится порядка 0,5% от общего объема банковских активов.
Как следует из письма ЦБ, особый интерес для его сотрудников на местах должны представлять "факты существенного роста собственных средств банков за счет внешних источников (включая рост уставного капитала, привлечение субординированных кредитов)", любые "изменения в составе руководителей и участников банков", а также "лиц, оказывающих существенное влияние на их деятельность". Территориальные управления ЦБ будут обращать внимание на "изменения в составе руководителей юридических лиц", через которые осуществляются владение банком, "существенные изменения в составе крупных кредиторов и заемщиков банка" и "иные обстоятельства, которые могут свидетельствовать об изменении характера деятельности банка или качества его активов".
Выявление указанных фактов может свидетельствовать о реализации в мелких банках, не имеющих возможности докапитализироваться, рисков фиктивной докапитализации, вывода активов или недобросовестной продажи банка в целях проведения сомнительных операций, пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. "Это наиболее типичные признаки возможных нарушений,— говорит он.— Например, смена контроля над банком может произойти не путем сделки прямой купли-продажи, а через изменения руководства в компаниях, на которые банк записан. Об этом же может свидетельствовать изменение состава крупных кредиторов и заемщиков или изменение характера бизнеса банка".
Получать сведения для выявления возможных нарушений сотрудники ЦБ будут из стандартной отчетности банков. В случае их обнаружения ЦБ требует от теруправлений детального анализа ситуации и оперативного применения мер надзорного реагирования вплоть до отзыва лицензии. По словам господина Сухова, в целях подготовки к ликвидации мелких банков, которые не смогут докапитализироваться, Банк России планирует расширить число сотрудников теруправлений, которые смогут возглавлять временные администрации. Косвенно это свидетельствует о намерениях регулятора ускорить принудительную консолидацию банковского сектора.
Представители двух крупнейших банковских ассоциаций сочли тотальный контроль за мелкими банками излишним. "В кризис, когда и так есть чем заняться, я считаю ненужным сейчас ужесточать контроль за банками с капиталом до 180 млн руб.,— заявил "Ъ" президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.— Если бы только за банками с капиталом менее 90 млн руб., еще куда ни шло: риски злоупотреблений у них выше, поскольку на докапитализацию осталось всего полгода. Кроме того, среди банков с капиталом до 180 млн руб. есть такие, которые работают на рынке по 20 лет, а это о многом говорит". Глава ассоциации региональных банков "Россия" Анатолий Аксаков не согласен не только с ужесточением контроля, но и с самим административным повышением требований к капиталу банков. "Когда поправки по докапитализации принимались, мы предупреждали Банк России, что их прямым следствием как раз и станет рост злоупотреблений,— говорит он.— Естественно, что банки, которые не могут или не хотят докапитализироваться, постараются за оставшееся время максимально отыграть свою лицензию. Получается, что регулятор борется с теми рисками, которые сам же и создал".
Банкиры более осторожны в своих оценках. "Мелкие банки, действительно, находятся в зоне риска из-за гораздо менее стабильного финансового положения своих клиентов, чем у крупных, поэтому усиление контроля за ними оправданно",— рассуждает член правления банка "Ноосфера" Александр Акулов. Однако он отмечает, что оперативно отследить ту же смену контроля в мелких банках будет непросто, поскольку законодательство не требует от собственников банков столь часто информировать их руководство о собственных действиях. "В условиях невозможности докапитализации нельзя исключать, что ряд банков пустятся во все тяжкие, и в этом есть если не экономический, то серьезный репутационный риск для банковского сектора",— говорит член правления банка "БЦК-Москва" Николай Полунин. Впрочем, он добавляет, что, учитывая большое число мелких банков, "возможностей по контролю за всеми вряд ли хватит даже у Центрального банка".
Представители крупных банков считают ужесточение контроля оправданным по другим причинам. "Цель ужесточения контроля — борьба с незаконным обналичиванием и легализацией преступных доходов, и как следствие снижение рисков государства и экономики в целом",— говорит глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
Стремление уменьшить число банков может увеличить риски для самого реального сектора, отмечают эксперты. "Очищая банковский сектор, государство лишает возможностей нормального банковского обслуживания большое число небольших компаний, которые, во-первых, неинтересны крупным банкам, а во-вторых, зачастую попросту не проходят по ограничениям для клиентов",— говорит замгендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова. "В результате, лишившись доступных видов банковского обслуживания, мелкие компании будут стимулированы на перевод своих финансовых операций в непрозрачные формы",— предупреждает Гарегин Тосунян.