На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев.— Михаил Анатольевич, главный вопрос этого месяца: как вы оцениваете упразднение Ростуризма, указ о котором 20 октября подписал президент России?— Решение президента, безусловно, верное, оправданное. Мы, не видя всей картины, его можем только поддержать. Какие будут практические изменения — сказать сложно. Но я уверен, что к негативным последствиям для отрасли они не приведут.
— А к каким последствиям для Свердловской области приведет это решение?— Я хочу напомнить, что это уже не первый случай изменения подведомственности туристической отрасли. Поэтому сейчас надо дождаться выстраивания структуры. Нас больше волнует вопрос о том, не «кто будет руководить», а какие средства и на какие программы будут выделяться по линии государственной власти. Нам важно, чтобы финансирование, предназначенное для Свердловской области по линии Ростуризма, хотя бы частично было реализовано. Иначе целый ряд запланированных амбициозных программ без поддержки государства мы выполнить не сможем. По моему мнению, для свердловских властей сейчас самым важным будет выстраивание отношений с новым курирующим ведомством и ключевыми людьми.
— Как упразднение Ростуризма отразится на деятельности УАТ?
— Для нас, как общественной организации, упразднение Ростуризма не играет принципиальной роли. Мы уже видели разные ситуации и разных руководителей. Мы представляем общественность и всегда нужны отрасли и власти. Поэтому УАТ будем работать с теми, кто будет осуществлять контроль и курирование туристической сферы со стороны государства.
— Какие проблемы в туристической отрасли региона заслуживают того, чтобы на них уже сейчас обратили внимание власти? Что для этого нужно сделать?— Нам не хватает линейного персонала. Например, работников гостиничного хозяйства и сотрудников общепита. Также мы испытываем дефицит людей, владеющих иностранными языками, хотя бы английским. Для решения этой проблемы я бы активизировал работу вместе с отраслью и под патронированием властей по подготовке этих работников. Это специалисты со средним или средним специальным образованием. Чтобы решить проблему с дефицитом этих кадров, мы, например, могли бы обеспечить социальный лифт, чтобы успешно отучившийся студент по окончании учебного заведения мог по льготной программе продолжить обучение в вузе при желании. При этом хочу отметить, что в отношении требующих более высокой квалификации профессий свердловским вузам удается обеспечивать регион достаточным количеством кадров.
— Еще одна важная тема — возобновление авиасообщения с Малайзией. Какие договоренности были достигнуты в ходе недавней встречи с временным поверенным в делах посольства Малайзии в РФ Джоханом Ариффом Бин Абдул Разаком?— Понимание ситуации с переговорами о прямом авиасообщении между Россией и Малайзией появится в течение осенне-зимнего сезона. Я напомню, что прямые рейсы в эту страну из России летали в 90-х годах, в том числе из Екатеринбурга. Затем была пауза, а потом перелеты в азиатское государство стали осуществляться через транзитные пункты: Ташкент, Стамбул, города ОАЭ и другие. Сейчас нам надо понять объемы. Когда мы увидим, что возобновление прямых рейсов экономически целесообразно, мы будем уже предметно решать этот вопрос.
— Какие авиакомпании получат право осуществлять прямые рейсы?— Я считаю, что будет целесообразно привлечь наших малайзийских партнеров для организации этого авиасообщения. Но мы проводим консультации и с российскими авиакомпаниями. Хотя, возможно, это будет перевозчик из какого-то третьего государства. Это не имеет особого значения. Сейчас главная задача — выявить стабильный интерес к данному направлению.
— Уже известно, что финансирование программы туристического кешбэка не включено в федеральный бюджет на 2023 год. По вашему мнению, это решение оправдано?— В бюджете не нашлось места и для многих других вещей. В проекте, который можно найти в открытых источниках, отсутствуют средства на проведение целого ряда туристских программ. В том числе тех, которые планировалось реализовывать в регионах, включая Урал и Свердловскую область. Это большая проблема. Мы рассчитываем, что в бюджет еще будут внесены поправки, и в итоговом варианте найдутся деньги хотя бы на часть запланированных проектов. На данный момент в проекте бюджета заложены только те средства, которые необходимы для содержания туристической отрасли: функционирование, зарплаты, поездки и прочее. Но развития при таком раскладе не предусматривается.
— Какие изменения в проект бюджета вы бы сочли наиболее важными?— Если бы я «бился» за бюджет, то в первую очередь не за кешбэк, а за статьи, по которым регионам выделят средства на осуществление инфраструктурных проектов — качественных и прошедших экспертизу общественных структур. Тех, где нет подозрений в каком-то злоупотреблении. Такие проекты в первую очередь нуждаются в финансировании. Кешбэк — важная и действенная мера, мы ее всецело поддерживаем, но при существующем положении дел она не ключевая.
— Однако недавно появилась новость, что 15% туристов могут отказаться от поездок в 2023 году, если программу отменят. Как вы считаете, это действительно может произойти?— Подавляющее большинство туристов в этом году воспользовались этой программой, и это было для них определенным стимулом. Но я считаю, что многие из них и так были готовы отправиться в путь, а подарок от государства стал для них просто приятным бонусом. Однако в эффективности кешбэка я не сомневаюсь и считаю эту программу одной из самых действенных мер со стороны государства в части стимулирования туризма.
— Какие туристические проекты в Свердловской области наиболее интересны и перспективны, но при этом нуждаются в государственной поддержке?— У нас есть хорошие проекты, которые не вызывают вопросов. Например,
«Мариинские избы». Была проведена общественная экспертиза, в том числе УАТ и представителями Российского союза туриндустрии, признана ценность проекта как туристского продукта. Там исключены какие-либо злоупотребления, поскольку человек вложил свои средства. В этом проекте нет вливаний из госбюджета, но государству следовало бы помочь авторам с решением инфраструктурных вопросов. Проект во многом уже реализован и будет доведен до конца. И при получении бюджетных средств деньги пойдут на необходимые цели, а не исчезнут. Это тот самый пример, когда помощь государства в решении вопросов дорожной инфраструктуры или коммунальных сетей была бы полезна.
Но у нас есть и отрицательные примеры, когда средства вкладываются в территории, которые и так востребованы. Когда создаются сомнительные структуры, разного рода надстройки. И мы уже видели, что целый ряд проектов — это бесплодные многолетние действия. Но справедливости ради добавлю, что это есть и в других регионах, мы тут не уникальны.
— Какие из этих проектов будут заявляться на получение субсидий из федерального бюджета?— Они все будут заявлены на формы государственной поддержки. Однако здесь очень важно, чтобы средства были использованы эффективно и целесообразно, нельзя допускать злоупотребления, хищения и так далее. Необходимо, чтобы каждый проект проходил тщательную проверку не только властей, но и со стороны общественности. Только тогда у нас в области появятся новые центры притяжения и средства размещения.
Фото предоставлено Михаилом Мальцевым