Накануне студенты Уральского федерального университета (УрФУ) получили отказ на просьбу снизить плату за обучение после перехода вуза на дистанционную форму. Авторы обращения аргументировали свою позицию тем, что качество учебного процесса на дистанте ухудшилось. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров, отказавший студентам в перерасчете, в свою очередь, утверждал, что от смены режима обучения ничего не изменилось. Более того, с позиции руководства вуза студенты и так получили определенные преференции, поскольку плата за обучение осталась на уровне прошлого года. Подробнее о конфликте ректората и студентов УрФУ — в материале УрБК.
Напомним, официально университет перешел на дистанционный формат обучения со 2 ноября. По предварительным оценкам руководства вуза, это продлится до 31 января 2021 года. После этого 22 студента составили обращение к В. Кокшарову с просьбой сократить стоимость обучения для студентов, которые учатся на платной основе.
Авторы письма привели два основных аргумента: низкое качество обучения во время дистанта (в данном случае студенты привели негативный опыт из весеннего периода учебы) и сокращение расходов УрФУ на содержание либо аренду университетских помещений и на оплату ЖКУ.
«С самого начала дистанционки, с апреля, выявилось очень много существенных недостатков в таком виде обучения. Самый главный — технические проблемы на каждой платформе. Все мы помним первый день дистанта, когда ни один студент не получил задания, потому что сервера Moodle просто рухнули от наплыва людей. В итоге весь понедельник мы просто сидели, ничего не делая и ожидая открытия платформы», — говорится в письме, текст которого приводит пресс-служба УрФУ.
По словам студентов, даже после унификации системы учащиеся по-прежнему испытывают проблемы с подключениями к сети и многочисленными сбоями. Вдобавок к этому студенты напомнили, что такой формат работы дает только теоретические познания в изучаемой области.
«Если ты сидишь дома, да еще и в другом городе, то невозможно полноценно овладеть профессиональными навыками. Получается, что мы не получаем того объема знаний, за который платим большие деньги», — говорится в обращении.
Следует отметить, что письмо студентов УрФУ нельзя отнести к спонтанным выступлениям. Еще в сентябре 2020 года (когда о дистанте рассуждали только теоретически) Минобрнауки РФ предоставил учащимся право требовать снижения оплаты труда «в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе их оказания в неполном объеме, предусмотренном образовательными программами».
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров все основные претензии студентов к качеству образовательного процесса отверг. Как следует из его ответа, со времен весеннего дистанта серьезных сбоев в работе университетских серверов не наблюдалось. Жалоб от студентов на работу специализированных программ, по словам В. Кокшарова, также не поступало. Также ректор полагает, что в целом при переходе на дистанционную форму сам по себе учебный процесс остается тем же.
«Университет полностью сохранил учебное расписание и не уменьшил объем контактной работы преподавателей с обучающимся. Контакт между преподавателями и обучающимися не прекратился, просто он реализуется при помощи онлайн-технологий вместо привычной встречи в аудитории. При этом научно-педагогическим работникам приходится больше времени тратить на подготовку к занятиям, регулярно отвечать на вопросы обучающихся в чатах или личных сообщениях, поступающих через различные каналы коммуникации», — говорится в ответе ректора УрФУ.
Отвечая на аргумент студентов о сокращении затрат на содержание помещений, Виктор Кокшаров указал на увеличение расходов вуза на развитие и содержание сетевой инфраструктуры. Дополнительные средства вузу потребовались и на заработную плату вспомогательного персонала. Кроме того, возросла нагрузка на профессорско-преподавательский состав УрФУ. Однако, со слов В. Кокшарова, на размере оплаты сотрудников вуза повышенная нагрузка не отразилась.
«Университет, со своей стороны, не производил повышения стоимости обучения за 2020/2021 учебный год. Кроме того, для студентов, у которых ранее по договорам для расчета стоимости обучения применялся уровень инфляции 4%, произошло незначительное снижение стоимости в связи с применением текущего индекса инфляции 3,8%», — отметил ректор УрФУ.
Впрочем, если сравнить прайсы вуза на учебный процесс 2019/2020 и 2020/2021 получится несколько иная картина. В частности, цена за обучение на таких направлениях, как «Математика», «Механика», «Фундаментальная информатика» в указанный период выросла с 138,7 тыс. руб. до 148 тыс. руб. за один год, как следует из информационного раздела с сайта УрФУ. Цена за обучение на направлениях «Биология» и «Оптотехника» увеличилась с 159,6 тыс. руб. до 170,4 тыс. руб. в год. По другим дисциплинам также можно увидеть повышение цен.
Председатель профкома Уральского федерального университета Дмитрий Трынов, комментируя требования студентов, в свою очередь, полагает, что у авторов письма все равно не получилось бы добиться перерасчета. Хотя с претензиями к качеству учебы он согласен.
«Несмотря на то, что университет перешел на дистант, в действительности это дистантом не является. Это просто такая удаленная форма работы преподавателя. Дело в том, что при реальном дистанте уменьшается количество часов взаимодействия студентов и преподавателей. В целом же я сочувствую студентам, особенно тем, кто платит деньги. По большому счету работа в онлайне так и не организована правильным образом, и кто как может, так и работает в данных условиях», — отметил председатель профкома УрФУ.
Отдельно Дмитрий Трынов напомнил, что и до перехода на дистант образование в УрФУ качеством не отличалось. Разрушение системы, по его словам, началось задолго до пандемии — в 2015 году, когда ректор Виктор Кокшаров начал проводить оптимизацию вуза (о чем ранее
подробно писал УрБК). В результате преобразований три четверти времени от всего учебного процесса для студентов превратилось в самообразование. По отзывам профессоров вуза, пять лет назад УрФУ, по сути, перешел на удаленную работу со студентами, предоставив их самим себе.
Сергей Беляев