В феврале 2020 года в Екатеринбурге впервые в России прошла интеграция безналичной оплаты услуг через телефон с помощью QR-кода на автозаправочных станциях. Заплатить за топливо теперь можно в один клик, минуя кассу. При этом новый способ оплаты услуг, по словам экспертов, позволит предпринимателям существенно снизить финансовые издержки за счет сокращения расходов на транзакциях.
Первым пилотным регионом для реализации нового проекта стала Свердловская область и, в частности, сеть автозаправок VARTA. Главным инициатором высокотехнологичного современного сервиса стал СКБ-банк, а также Национальная система платежных карт как основной оператор Системы быстрых платежей (СБП) и ООО ТД «Смарт-Технологии» (проект Benzuber).
Как отметил директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка Алексей Луценко, «вместо эквайринга на российских АЗС в феврале этого года появился QR-ринг», ставший логическим продолжением развития Системы быстрых платежей.
«Примерно год назад мы собирались по поводу внедрения СБП в России и говорили, что в феврале мы только тестируем новую технологию и полноценно запустим ее в марте. Это внедрение состоялось, на сегодняшний день данная система уже набрала свои обороты, в ней сегодня 44 банка-участника. При этом общий денежный оборот по стране в целом уже превышает 90 млрд руб., в СБК-банке за год оборот в рамках СБП составил более 300 млн руб., и по количеству это более 85 тыс. операций между физическими лицами. Второй этап развития Системы быстрых платежей — это оплата по QR-коду, который мы протестировали летом прошлого года. Она предполагает, что клиент с помощью мобильного приложения, подключенного к СБП, сканирует QR-код и далее в один-два клика совершает оплату, и этот платеж уходит в онлайн. Причем денежные средства сразу же поступают на счет торгово-сервисного предприятия, и происходит выдача товара. Все максимально просто, быстро и удобно. Поэтому мы ожидаем, что данный вид платежей достаточно сильно потеснит классический эквайринг», — пояснил представитель СКБ-банка Алексей Луценко.
При этом он подчеркнул, что региональные банки в первую очередь заинтересованы в продвижении новых современных технологий, поскольку это в разы повышает их конкуренцию как кредитно-финансовых организаций.
«Мы изначально в технологии Системы быстрых платежей были в числе пионеров. В 2019 году мы эту систему успешно протестировали, разработали несколько новых проектов. Следующий этап — это сетевые платежи, которые логически вытекают из развития данной технологии, поэтому мы просто обязаны быть в числе первых на данном этапе и во всех новых сервисах, которые в рамках этой системы будут внедряться», — отметил в ходе сегодняшней пресс-конференции в Екатеринбурге директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка Алексей Луценко.
Кроме того, как уточнила директор по развитию Делобанка Ирина Кузьмина, новый сервис и современные мобильные технологии позволяют участникам рынка и потребителям получить сразу несколько очевидных преимуществ и, прежде всего, удешевить конечную стоимость предоставляемых товаров и услуг.
«Нам это интересно, потому что это упрощает жизнь наших клиентов и делает наш продукт проще, легче и выгоднее для клиентов банка. А это один из основных принципов нашей работы в качественном улучшении сервиса обслуживания. В свою очередь, предприниматели получают существенную выгоду. Все мы помним, как еще год назад представители бизнеса говорили на уровне правительства и государства о том, что стоимость эквайринга становится для них неимоверно тяжелой и ее все сложнее переносить на стоимость услуг для потребителей, поэтому необходимо искать пути решения данной проблемы. В этой истории оплата по QR-коду выступает очень хорошим аналогом, поскольку не требует дополнительного оборудования и значительно сокращает финансовые издержки предпринимателей. Ведь новый способ оплаты с помощью QR-кода примерно в 5 раз дешевле классического эквайринга, поскольку не требует специального дорогостоящего оборудования», — подчеркнула представитель Делобанка Ирина Кузьмина.
По словам уральских банкиров, современный способ оплаты услуг позволит предпринимателям существенно снизить финансовые расходы за счет издержек на транзакциях. Так, комиссия, которую банки берут за классический эквайринг, иногда превышает 3% от суммы оплаты, в то время как комиссия за QR-платежи обычно значительно ниже — максимум 0,7% от суммы покупки, поскольку банк проводит данные транзакции через собственный сервис. При этом потребители, в данном случае автовладельцы, смогут пользоваться услугами АЗС проще и быстрее, без банковской карты и специальных устройств с функциями бесконтактной оплаты, а оплата товаров и услуг происходит практически мгновенно, поскольку денежные переводы проводятся в режиме онлайн.
«Все хотят здесь и сейчас, а не через три дня, когда поступят платежи по классической схеме эквайринга. При этом оплата по QR-коду обеспечивает мгновенность зачисления денежных средств на счет предпринимателя. Поэтому новые технологии для бизнеса, безусловно, выгодны, а для потребителя очень удобны, ведь мобильное приложение всегда под рукой», — подчеркнула директор по развитию Делобанка Ирина Кузьмина.
По прогнозам разработчиков интегрированного сервиса, к июню 2020 года к новой технологии оплаты топлива на заправочном пистолете будет подключено более 2 тыс. АЗС по всей стране, а к концу текущего года — уже 4 тыс. автозаправочных станций. При этом интеграция первых из 3,5 тыс. заправок, уже подключенных к платежной инфраструктуре, позволяющей осуществлять оплату предоставленных услуг со смартфона с помощью QR-кода, не покидая автомобиль, началась в феврале этого года.
«Мы уже три года развиваем наше мобильное приложение по проведению транзакций, которое сегодня охватывает 3,5 тыс. АЗС в России и позволяет без обращения в кассу оплачивать тот или иной вид топлива и подключать заправочную колонку. До нашей интеграции с СКБ-банком и Делобанком оплата производилась через это специальное мобильное приложение. В декабре прошлого года мы познакомились с Системой быстрых платежей и увидели новые возможности работы с QR-кодом. В дальнейшем пришла идея адаптировать эту технологию на АЗС, и за два месяца мы совместно с коллегами из СКБ-банка реализовали и разработали новый проект по оплате топлива с помощью QR-кода. Сам QR-код размещается на заправочном пистолете, вам остается только поднести телефон и сфотографировать с помощью мобильного приложения QR-код, совершив оплату. То есть три года назад мы только познакомились с возможностью оплаты топлива через мобильное приложение, а две недели назад мы запустили уже в работу современный сервис с меньшим в три раза количеством движений. При этом мы сделали так, что фактически отсутствует конкуренция в части приложений — любой участник СБП имеет доступ к этому сервису», –– пояснил в ходе пресс-конференции руководитель проекта Benzuber Артем Скворцов.
По его словам, именно существенное удешевление эквайринга является главным конкурентным преимуществом для владельцев бизнеса. «Для нас это очень важно. Тем более что топливо — это низкомаржинальный товар, когда иногда речь идет даже о долях процентной наценки в торгово-сервисных предприятиях и снижении на десятую долю процента стоимости товара. Поэтому сокращение расходов на эквайринг — это очень существенно, это часть заработка и дохода бизнеса», — подчеркнул эксперт Артем Скворцов.
Как сообщили инициаторы совместного проекта, новые технологии сегодня уже активно востребованы не только на территории Свердловской области, но и в Центральной части России, а также Северо-Западном и Поволжском регионе. Так, только за первые две недели наблюдается увеличение спроса в рамках данного современного сервиса в два раза, хотя он был запущен лишь в феврале.
При этом все идет к тому, что следующим этапом развития Системы быстрых платежей станет внедрение технологий денежных переводов между предпринимателями и юридическими лицами.
«Взаимодействие между юрлицами и предпринимателями осуществляется через расчетный счет, который по большому счету им не нужен. По сути, СБП уже скоро заменит эту систему», — убеждена директор по развитию Делобанка Ирина Кузьмина.
Как отметил доктор экономических наук, директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Максим Марамыгин, чтобы зайти в новый мир технологий, банки вынуждены искать и разрабатывать современные технологии по типу «одного окна». Появление технологии QR-кодов, по словам эксперта, это прежде всего попытки объединения в «одном окне» сразу нескольких финансовых и нефинансовых сервисов, позволяющих «объединить набор действий в одно приложение».
«Вся наша экономическая система идет в направлении клиента, к тому, чтобы предоставлять максимум услуг «в одном окне». Одним движением, «в одно окно», с максимальной экономией издержек. Сначала все это было реализовано в банковском бизнесе. Потом банки стали подминать под себя другие виды платежных сервисов с тем, чтобы одним приложением предложить клиенту весь спектр финансовых услуг. Именно с тем, чтобы выжить на рынке, кредитные организации неизбежно вынуждены искать новые подходы и технологии работы, потому что только таким образом они могут сохранить свое место в экономической системе», — подчеркнул в ходе сегодняшней пресс-конференции представитель УрГЭУ Максим Марамыгин.
Фотография предоставлена пресс-службой СКБ-банка