Статьи
25.03.2016

Складская логистика: перспективы развития

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comРынок услуг складской логистики уральского региона ждут серьезные перемены. Как показывает исследование, проведенное ИАА «УралБизнесКонсалтинг», большинство компаний, пользующихся услугами доверительного хранения на условиях аутсорсинга, недовольны оказываемыми им услугами. При этом аналитики говорят о сжатии рынка складской логистики и падении спроса на складскую недвижимость. Следствием этих тенденций может стать передел рынка: уход с него слабых игроков и появление новых компаний, приспособленных к изменившимся условиям.

Агентство «УралБизнесКонсалтинг» провело комплексное исследование рынка логистических услуг Уральского региона, в ходе которого было опрошено около 100 торговых компаний, работающих в Екатеринбурге и являющихся крупнейшими заказчиками услуг складской логистики. Среди респондентов исследования 70% составили федеральные компании, 30% — региональные игроки. Также к исследованию были привлечены эксперты логистического рынка региона. Среди задач исследования было изучение представления о настроениях участников рынка, их видения текущего состояния дел в отрасли и собственных стратегий оптимизации затрат на логистические услуги.

Как показывают результаты исследования, в оценке ситуации заказчики логистических услуг практически единодушны. Большинство участников рынка и экспертов отмечают, что кризис сказывается на рынке логистических услуг, но в меньшей степени, чем на многих других (строительство, офисная недвижимость, ритейл). Рост объемов вакантных площадей остается незначительным. Их общий объем не превышает 3,5-5% от общего объема рынка. Но при этом практически все участники отмечают, что ожидают сжатия рынка в ближайшем будущем на 10-15%. Причиной этого могут стать отсутствие ввода новых складских площадей, уход ряда игроков, значительная оптимизация товарных запасов оставшимися компаниями.

О своем стремлении так или иначе оптимизировать расходы на логистику заявили практически все участники исследования. При этом было обнаружено, что крупные федеральные и средние региональные компании используют различные стратегии оптимизации. Крупный федеральный бизнес старается снизить расходы, перекладывая их на дилеров и контрагентов, отказывается от универсальных операторов в пользу специализированных и нишевых компаний, ищет новых партнеров, предлагающих принципиально новые условия, более экономичные, чем у существующих контрагентов. Средние региональные компании чаще стремятся отказаться от аутсорсинга в пользу загрузки собственных мощностей, приобретения складов в собственность, снижают складские остатки, минимизируют число хранимых наименований, в том числе за счет полного исключения «долгих» позиций с большими сроками хранения. Также практически все компании в той или иной форме добиваются новых условий от прежних партнеров, проводят переговоры по снижению арендной платы.

Никто из компаний, пользующихся услугами логистов на условиях аутсорсинга, не выразил стопроцентной удовлетворенности имеющимися договоренностями. Более 80% компаний высказали серьезные претензии в адрес своих контрагентов.

Также участники исследования определили основные риски, которые они принимают в расчет при работе с провайдерами услуг складской логистики. Одним из самых важных является возможная финансовая несостоятельность контрагента, возникающая, в том числе, в результате его закредитованности или отсутствия у него свободных денежных средств. Другой возможной проблемой называют конфликты логистических компаний с собственником складов, связанные с этим риски срочной эвакуации или блокирования товара. Большинство участников исследования в качестве наиболее реального риска называют недобросовестность контрагентов, непрозрачность ценообразования, необходимость постоянного контроля над деятельностью контрагента во избежание лишних расходов.

Одновременно участники рынка и эксперты совместно сформировали и портрет компаний, стоящих первыми в очереди на уход с рынка. Симптомы краха: небольшие размеры, привязка к нескольким ключевым клиентам, напряженные отношения с собственниками складов, непрозрачность ценообразования, стремление постоянно получить дополнительные средства с клиента. Кроме того, отмечаются и такие факторы как отсутствие собственных финансовых резервов, кредиты и работа «с колес». Следствием этого становится отсутствие средств для инвестиций в развитие, без которого у провайдеров логистических услуг просто нет возможности приспособиться к изменениям на рынке.

В то же время главным фактором, который обеспечит успешное существование на рынке, его участники считают способность компании соответствовать тем запросам, которые они предъявляют к логистическим компаниям. Во-первых, это возможности для оптимизации расходов. Большая часть респондентов в качестве таковых назвала скидки или другие факторы, снижающие затраты на логистику. Во-вторых, изменение существующих жестких условий финансовых расчетов в сторону их либерализации, прежде всего — отказ от практики предоплаты услуг по ответственному хранению и переход к оплате по факту или с отсрочкой платежа. В-третьих, прозрачность при расчете за услуги.

Как отмечают эксперты рынка, для того чтобы соответствовать этим требованиям, прежде всего в области оптимизации, логистическим компаниям необходима коренная перестройка бизнеса, серьезные инвестиции в технологии и кадры. В условиях кризиса и затрудненного доступа к заемным средствам позволить себе это могут очень немногие компании. Дополнительной проблемой на пути этих реформ может стать психологический фактор: менеджментам и собственникам операторов сложно решиться на столь серьезные вложения, когда старые технологии, пусть и не столь эффективно, но все же продолжают работать.

В такой ситуации в выигрышном положении оказываются компании, которые сегодня строят свой логистический бизнес с нуля, не переделывая старые формы работы, а сразу создавая новые, максимально адаптированные к складывающимся условиям.

Примером может служить компания SVX, начавшая работать в качестве провайдера услуг складской логистики на условиях аутсорсинга в конце 2015 года. По словам директора по маркетингу SVX Алексея Головина, выход на рынок в условиях кризиса был обусловлен именно стремлением воспользоваться теми новыми возможностями, которые открываются перед компанией сегодня.

«Сейчас рынок логистических услуг меняется, и меняется быстро. Тот, кто сможет сегодня предложить новые стандарты обслуживания, которые устроят клиентов, завоюет новые рыночные ниши. Клиент стремится сократить свои затраты на логистику. И лучшим способом такого сокращения может стать оптимизация логистических процессов, самого подхода к организации логистики. Результатом станет рост скорости оборачиваемости, сокращение времени пребывания товара на складе, ускорение обработки и сортировки, а также доставки товара. Для этого от провайдера логистических услуг требуются серьезные инвестиции в кадры, оборудование, современные технологии и IT-решения. Мы осуществили такие вложения и сейчас видим от них отдачу. То, что наше провайдерское направление было создано фактически с нуля, дало нам возможность сразу же внедрять самые современные технологические и логистические решения, приобретать самое современное оборудование и программное обеспечение», — отмечает Алексей Головин.

Осуществление столь глобальных инвестиций стало возможным благодаря наличию у компании собственных складов. SVX — новое название ООО «Гранит». Ведущего девелопера складской недвижимости Екатеринбурга, владеющего более чем 80 тыс. квадратных метров складских площадей категорий А и В+ в черте города. Собственные склады стали основой для экономической независимости и гибкости в принятии финансовых решений. В результате компания предлагает своим клиентам возможность оплаты по факту или платы только за используемые площади.

«Мы создаем стандарт логистического обслуживания. SVX работает по принципиально новым правилам, так как остальной рынок будет работать в будущем. Это касается и технологических аспектов, и маркетинговой составляющей. Мы внедряем новые стандарты приемки, сортировки, сбора и упаковки товара. Одновременно мы предлагаем новые, абсолютно прозрачные способы оплаты наших услуг — твердые пакетные тарифы и технологию Open book, в соответствии с которой клиент сам включается в процесс ценообразования», — рассказывает Алексей Головин.

Следует отметить, что новый оператор рынка складской логистики вписывается в портрет потенциально успешной компании, созданный участниками исследования. Определяя основные черты компании, которая соответствовала бы их ожиданиям, торговые компании отметили такие черты как финансовая самостоятельность и наличие «подушки безопасности», гарантированные (например, собственные) склады, постоянные инвестиции в кадры и технологии, прозрачность ценообразования возможности для оптимизации затрат. Можно ожидать, что наличие таких качеств позволит компании стать системообразующим игроком на рынке складской логистики Уральского региона.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
11.03.2016 Алексей Головин: Склад по расчету

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор по маркетингу компании SVX Алексей Головин ...

21.01.2016 «Транспореон»: Компании сокращают объемы товара на складах

УрБК, Екатеринбург, 21.01.2016. В 2015 году клиенты логистических компаний стали сокращать объемы товаров на складах. ...

23.12.2015 «Транссертико»: В 2015 году доходность логистических компаний заметно снизилась

УрБК, Екатеринбург, 23.12.2015. Основной тенденцией 2015 года на рынке логистики стало заметное снижение уровня доходов ...

13.10.2015 «ГлазурьПром»: за год стоимость логистических услуг выросла на 15-20%

УрБК, Екатеринбург, 13.10.2015. С осени прошлого года тарифы логистических компаний выросли в среднем на 15-20%. Об ...

05.10.2015 Schneider Electric: Свердловская область лидирует по развитию складской логистики среди регионов

УрБК, Екатеринбург, 05.10.2015. Свердловская область является лидером по развитию складской логистики среди регионов ...