На всем протяжении периода принятия закона «О несостоятельности (банкротстве) граждан» мы совместно с арбитражными управляющими проводили работу по анализу вначале законопроекта, а позже — самого нормативного акта.
Уже на момент принятия закона в первом чтении в декабре 2014 года к его содержанию было множество вопросов. В частности, о том, как будет финансироваться процедура банкротства и насколько она будет привлекательна для финансового управляющего; о наличии возможности у должника самостоятельно определять СРО арбитражных управляющих; а также какие будут нужны документы для инициирования и реализации процедуры банкротства физлица.
Несмотря на то, что закон начал действовать с 1 октября 2015 года, вопросов еще очень много, и решать мы их будем уже в процессе практической работы.
Так, недавно суд ввел процедуру реструктуризации долга на срок до мая 2016 года в отношении одного из наших клиентов. Гражданин имеет задолженность перед рядом банков (в том числе в качестве поручителя). Он не состоит в браке, не имеет детей и обладает лишь единственным жильем небольшой площади, которое не может быть реализовано в силу положений Гражданского процессуального кодекса. Заработной платы должника также не хватает для того, чтобы уложиться в выделенный законом трехлетний период для погашения задолженности, таким образом, ее реструктуризацию тоже непонятно, как вводить.
Тем не менее денежные средства для оплаты услуг финансового управляющего на депозит суда заявитель внес. То есть формально все требования закона были соблюдены, имущество у должника де-юре есть, заявление составлено по форме, сведения все представлены. В итоге судья решил, как говорится, прогнать должника по всем стадиям процесса и посмотреть, как это будет работать.
Есть и другие сложности, вытекающие из формулировок закона. Так, возникает вопрос, должен ли соблюдаться критерий обязательного наличия задолженности в размере от 500 тыс. руб. при подаче заявления о банкротстве. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 4 дает разъяснение, что при обращении должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о неплатежеспособности и невозможности исполнить свои обязательства. Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.
Также неясно, какой минимальной денежной суммой (либо имуществом) должен обладать должник, чтобы суд инициировал процедуру банкротства по его заявлению. Постановление Пленума ВС гласит, что должник обязан приложить доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве — иначе его иск подлежит оставлению без движения. В этом случае изначально оговоренного в законе внесения на депозит суда фиксированных сумм в виде вознаграждения финансовому управляющему и возможным привлеченным специалистам будет явно недостаточно.
Кроме того, закон указывает, что при подаче заявления должником должны быть приложены документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа. Однако в Свердловской области налоговая инспекция подобных документов не выдает. Если действовать по аналогии с юридическими лицами, то официальной здесь является информация с официального сайта nalog.ru. Но при введении данных по физическому лицу появляется сообщение об от отсутствии информации по ФИО. Будет ли являться подобный способ подтверждения статуса надлежащим, также неясно.
Это лишь некоторые моменты, вызывающие вопросы. На сегодняшний день понятно одно: закону, даже при наличии постановления Пленума ВС от 13.10.2015 года, предстоит значительная шлифовка как посредством законодательной инициативы, так и посредством развития судебной практики.