На днях в администрации Екатеринбурга прошло совещание по развитию системы здравоохранения уральской столицы. Участники встречи отметили, что несмотря на отсутствие поддержки со стороны области, муниципалитет самостоятельно справляется с этой работой. В планах у городских властей открытие новых медучреждений, привлечение новых кадров, а также развитие информатизации службы здравоохранения.
Как полагают специалисты, залогом успешного развития медицины в Екатеринбурге является тесное взаимодействие городских властей с врачами и населением. Проще говоря, муниципалитет на месте разрешает самые насущные проблемы: количество койкомест, закупка оборудования, машин «скорой помощи» и другое. Как происходит развитие медицины, когда надзор за ней централизован, наглядно показывают итоги оптимизации в Свердловской области.
Область без медициныТак, на днях стало известно, что в рамках реформы в центральной городской больнице Алапаевска с одобрения министерства здравоохранения региона сократят 71 медицинского работника. К настоящему времени работы лишились уже 20 человек.
При этом помимо массовых сокращений из ведения ЦГБ Алапаевска было изъято 2 объекта недвижимости — на ул. Ленина, 2А, где располагается филиал поликлиники и женская консультация, а также по адресу ул. Братьев Смольниковых, д. 63 (врачебно-физкультурный диспансер). Сами медучреждения будут переведены в другие здания.
Такие перестановки вызвали недовольство среди жителей Алапаевска. По их словам, поликлиника и врачебно-физкультурный диспансер в итоге были переведены на территории, до которых непросто добраться. Кроме того, из-за сокращения площадей помещений медучреждений пациентам придется ждать врача на улице.
Вызывают удивление и массовые сокращения медицинских работников на фоне сетований свердловского Минздрава о нехватке кадров.
При этом на сегодняшний день Алапаевск является далеко не первой жертвой оптимизации, проводимой свердловским Минздравом. Ранее в области были сокращены фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в сельских территориях Ачитского, Алапаевского, Горноуральского и Михайловского городских округов. В поселках Лобва и Гари в этом году прекратят работу станции скорой медицинской помощи (СМП).
Сложившаяся в системе здравоохранения ситуация, как считают специалисты, дает наглядное представление о сосредоточении полномочий в руках одного ведомства. Как отмечают жители муниципалитетов, областные чиновники в редких случаях проводят выездные проверки. В основном они ориентируются на бумаги и отчеты. В результате между реальными потребностями населения в медобслуживании и представлениями областного Минздрава образовалась пропасть.
Об отсутствии контакта между свердловчанами и чиновниками свидетельствует также тот факт, что жалобы на ликвидацию ФАПов и СМП доходят только до общественников и депутатов. В министерстве здравоохранения Свердловской области о недовольстве населения ничего не слышали.
«У меня информации о жалобах населения нет. По всем населенным пунктам требуется проверка», — пояснил ранее представитель ведомства Константин Шестаков.
«Екатеринбург медицинский»Кардинально от ситуации в Свердловской области отличается система здравоохранения Екатеринбурга. Об этом свидетельствуют данные доклада управления здравоохранения администрации Екатеринбурга, который был представлен 30 сентября на координационном совете.
В то время как на Среднем Урале сокращают медучреждения, в уральской столице открывают новые больницы и поликлиники. Так, в рамках проекта «Екатеринбург медицинский» к 2014 году было реконструировано и построено 8 медицинских учреждений. В 2016 году в районе пересечения улиц Луначарского и Декабристов планируется открыть крупнейшую в России взрослую поликлинику.
При этом введение новых объектов здравоохранения ведется за счет городского бюджета. Свердловский Минздрав софинансировать проекты отказывается.
«Мы ежеквартально пишем наши предложения. Есть проектно-сметная документация, мы предлагаем поучаствовать на условиях софинансирования, однако получаем только отказы. Нам говорят, что в областном бюджете не заложено средств на развитие здравоохранения Екатеринбурга», — сказала заместитель начальника управления здравоохранения администрации Екатеринбурга Татьяна Савинова.
Также, как следует из доклада, по итогам реализации проекта обеспеченность участковыми терапевтами в 2014 году составила 3,2 на 10 тыс. населения, что выше уровня Свердловской области на 70%. Кроме того, в связи с открытием новых подстанций скорой медицинской помощи, оптимизацией структуры бригад и других изменений сократилось время приезда СМП к пациентам.
Впрочем, и в системе здравоохранения Екатеринбурга, как отметил начальник Горздрава Александр Дорнбуш, есть проблемы. Так, городская медицина до настоящего времени испытывает нехватку кадров первичного звена. Также сохраняется низкий престиж профессии врача и сложности взаимоотношений врача и пациента. Решить эти проблемы предлагается в рамках реализации программы «Екатеринбург медицинский», рассчитанной до 2020 года.
При этом документ не ограничивается урегулированием кадровых вопросов. В проекте также предусмотрен план по улучшению материально-технической базы, реконструкция и строительство медучреждений в Екатеринбурге в период до 2020 года. По итогам рассмотрения проекта участники координационного совета одобрили его концепцию и рекомендовали отправить его на программный совет. При этом глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб посчитал необходимым получить экспертную оценку областного Минздрава, чтобы документ получился «живой».
Здесь и выяснилось, что министерство финансово не хочет участвовать в развитии медицины в Екатеринбурге. По словам Александра Дорнбуша, Горздрав отправлял в областное ведомство проект на экспертизу, однако ответа до сих пор не приходило. Кроме того, Минздрав оказался не в состоянии предоставить муниципалитету необходимых статистических данных для составления долгосрочных планов.
«Министерство не дало нам контроль за статистикой в частных учреждениях. Нам неизвестно, какое там положение дел. Но и в Минздраве нет такой информации — нет интереса. Они не сдают подробные отчетные формы — только общую статистику», — сказал А. Дорнбуш.
Поскольку переписка между Горздравом и Минздравом ведется фактически в одностороннем порядке, Александр Якоб поручил провести очную встречу с представителями ведомства.
«У меня к вам просьба: встретиться с министром либо с тем, кто отвечает за здравоохранение в министерстве, и обсудить. Без участия Минздрава обсуждать проект на программном совете будет сложно. Если мы принимаем документ, на результаты которого мы будем работать и ориентироваться на показатели, то министерство должно кивнуть головой, что они считают этот путь правильным», — отметил Александр Якоб.
При этом глава администрации Екатеринбурга напомнил, что положительную статистику по здравоохранению областному ведомству обеспечивает уральская столица, где проживает треть населения региона.
«Я понимаю, что министерству здравоохранения очень удобно, что уровень здравоохранения в Екатеринбурге влияет в лучшую сторону на показатели региона. При этом министерство ни копейки не вкладывает в городское здравоохранение. Очень удобно ничего не делая получать результаты», — сказал А. Якоб.
Далекие перспективыОднако несмотря на равнодушие областного Минздрава, развитию системы здравоохранения Екатеринбурга вряд ли что-то помешает. Так, по словам Татьяны Савиновой, городские власти в ближайшее время продолжат обновлять парк машин «скорой помощи». Кроме того, не будет останавливаться работа по информатизации системы здравоохранения.
Как отмечают специалисты, одним из показателей качества медицины Екатеринбурга является тот факт, что тяжелобольные свердловчане предпочитают проходить лечение в медучреждениях уральской столицы.
«Когда высокоточное оборудование и высококвалифицированные специалисты сосредоточены в Екатеринбурге, город сможет распространять все свои медицинские наработки на другие территории области», — сказал депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин.
В сложившейся ситуации, считают специалисты, можно рассчитывать на дальнейшую бесперебойную работу программы «Екатеринбург медицинский».