На вопросы УрБК ответил совладелец сети «Французский пекарь» Георгий Мурзин.— С какого времени в Екатеринбурге начался бум кофеен?— Это началось, по моей оценке, с сентября 2013 года и было обусловлено низким стартом. Тогда не требовалось много средств, чтобы открыть маленькую кофейную точку и начать торговать качественным кофе.
— С какой суммы начинался «Французский пекарь»?— Мы начали в 2011 году с 240 тыс. руб. и удачно попали в струю. «Французский пекарь» открывался как пекарня, а не как кофейня. Но кофейня — это не только кофе: это еда. Люди хотят есть больше, чем пить кофе. Еда — неотъемлемая часть всей этой истории. Однако здесь есть недостатки.
— Например?— Во-первых, неслаженная работа персонала. Во-вторых, мы не можем настолько углубиться в кофейную тематику, как, например, Papa Carlo или Tesla Coffee. У нас нет на это времени. Если весь зал закажет альтернативу или кофе на песке, сколько они его будут ждать? У нас нет этой опции, поскольку мы работаем ритмично. Мы превратились в фаст-фуд. Мы пытаемся все эти четыре года сделать систему. Я надеюсь, что мы ее усовершенствуем.
— Какие еще условия способствуют развитию рынка общепита в Екатеринбурге?— С точки зрения взаимоотношений с городскими властями, для рынка общепита в Екатеринбурге созданы идеальные условия. Нас никто не «кошмарит», не грозит проверками. Нам дают работать так, как мы умеем в хорошем смысле. Если случаются сложные ситуации, нам всегда на консультативном уровне помогают. Это чувствуется.
— Некоторые владельцы заведений общепита считают, что состояние рынка после бума кофеен похоже на мыльный пузырь, который вот-вот лопнет. Насколько верно это сравнение?— Никакого пузыря на рынке нет. Вообще, на рынке общепита в Екатеринбурге бесконечное количество проходимцев. Туда заходят люди без вкуса, с нереальными амбициями. Не все при этом занимаются предпринимательством. Кто-то занимается художеством, кто-то — еще черте чем.
— Насколько теперь легко зайти на рынок?— Вход на рынок вырос раза в три. Теперь, чтобы открыть кофейню, надо порядка 7-8 млн руб. Это кофейня на 40 посадочных мест. На сумму входа значительно повлияло то, что оборудование с прошлого года подорожало в 2 раза, поскольку оно все импортное. В нашей стране никакого оборудования не собирают. Даже комплектующие для холодильников. Само сырье для кофе при этом подорожало незначительно — за полгода на 15-20%. Но если бы мы сейчас начали, как в конце 2011 года, ничего бы не получилось, поскольку рынок богат, и гость может выбирать.
— В нынешних условиях конкуренция за гостя влияет на положение кофеен?— Конкуренции как бы нет, но она как бы есть. Пока гостей для всех достаточно. Конкуренция заставляет тебя быть лучше. Если ты лучше, гость идет к тебе. При этом все кофейни разные по духу, поэтому для каждого заведения найдется гость. Однако попытка идеализировать себя заканчивается плохо. Надо попадать в ожидание гостя. Чем хорош в этом смысле McDonald’s? В любой точке мира ты понимаешь, что тебе дадут. McDonald’s — это образчик для всего российского общепита. Фактически из него вышел весь российский общепит. Я имею в виду кадры: менеджеров и самых сильных управленцев.
— Текущий кризис и сопутствующее ему падение доходов повлияло на приток посетителей?— Пока не чувствуется. По моей оценке, когда платежеспособность населения упадет на 20-25%, тогда уже можно будет что-то фиксировать.
— В случае ухудшения ситуации на рынке, кто первым с него уйдет?— С рынка в большом количестве уйдут точки, работающие в формате «coffee to go». При этом они будут уходить по собственному желанию. Такой формат похож на ларек с фруктами. Там продавец работает на то, чтобы обеспечить свою семью. Это — самозанятость. Они думают, что этот формат можно раздуть, но кофе «coffee to go» нельзя масштабировать.
— Однако «coffee to go» готовы предложить продукт по цене ниже, чем в кофейнях.— Есть заблуждение, что спрос зависит от цены. Схема «цена ниже — спрос выше» не работает нигде. Люди, когда пьют кофе, ориентируются на вкус, поэтому не все готовы пить «coffee to go». Вы представляете, какая в этих точках антисанитария? Мы уже занимались этим. Я не смог этого вынести.
— Кто тогда будет выигрывать на фоне ухудшения ситуации на рынке?— Будет выигрывать формат кофейни с едой, поскольку это законченная вещь. Это конкурентное преимущество.
— Но люди, у которых упали доходы, могут чаще питаться дома. Это не ударит по кофейням с едой?— Это коснется заведений, где средний чек составляет больше 400-500 руб. В нашей сети средний чек составляет 220-230 руб. Это нам позволяет удерживать гостя, поскольку такие траты несколько раз в неделю не принципиальны. Кроме того, люди приходят не только за едой — они приходят за атмосферой.
— Несмотря на негативные тенденции, новые кофейни в городе будут открываться?— Развиваться будут сети за счет эффекта масштабов. Мы, в частности, планируем открывать новое заведение, но арендовать негде. Хороших мест не осталось. Когда освобождается на рынке необходимое помещение, это происходит в закрытом режиме — между своими. Его не выпускают на рынок.
— Действительно ли из-за большого количества желающих арендодатели не снижают ставки? По крайне мере, некоторые игроки жаловались на несговорчивость собственников помещений.— Кто сказал, что арендодатели не снижают цены? Это же и для них бизнес. Они понимают, что мы все в одной лодке. Они получают с нашего бизнеса некую ренту и заинтересованы в том, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Но арендодатель первым вам никогда не предложит снизить цену.
— На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация на рынке в дальнейшем? Когда стоит ожидать улучшений?— Не знаю, когда ситуация изменится к лучшему. В нашей стране что-то предсказывать — вещь невероятная. Одно могу сказать точно: сейчас не время стартапов. Они просто не будут развиваться.