В 2014 году доля проблемных активов выросла до 10% в портфеле лизинговых компаний
По итогам 2014 года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн руб., объем нового бизнеса снизился на 13% и составил 680 млрд руб. Рынок достиг минимального объема с 2011 года, в первую очередь из-за сокращения крупнейших сегментов — ж/д техники и авиатранспорта — на 40,2% и 44,3% соответственно. Об этом говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»).
Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств, а также устойчивый рост проблемной задолженности.
Аналитики RAEX также отмечают, что доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10%. За 2014 год доля проблемных активов выросла с 6% до 10% в портфеле компаний, в 2015 году она может достигнуть 14%, по оценке RAEX. На 01.01.2015 доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляет не менее 15%, а доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего ж/д техника) — порядка 40%. Не менее трети таких реструктуризаций сделок агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам.
По данным RAEX, доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга за 2014 год выросла с 42% до 48% и в 2015 году может превысить 50%. Увеличение доли связано с активным наращиванием сделок госкомпаниями в сегменте МСБ.
«Впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от суммы новых договоров лизинга за год. Ключевой причиной роста доли сделок с МСБ (+27%) является более активная работа госкомпаний в сегменте автолизинга. По итогам 2014 года рост автосегмента составил около 25%, а благодаря высокой ликвидности этот сегмент остается привлекательным для лизинговых компаний даже в текущих условиях», — комментирует директор по банковским рейтингам RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков.
Согласно прогнозам агентства, в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии. В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса снизится до 610 млрд руб. Оптимистичный прогноз предполагает сокращение ж/д- и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов — около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд руб. (-20). В этом случае падение сегментов ж/д- и авиатехники составит не менее 40%, а сегмент-лидер прошлого года — автолизинг — на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.
Вернуться в раздел »
Важно