В Свердловской области по распоряжению губернатора Евгения Куйвашева создана рабочая группа по изменению границ региона. Чем занимается это сообщество чиновников, в которое вошли не только уральцы, но и представители всех соседей нашего региона, доподлинно неизвестно. Тем не менее, по одной из версий, изменение устоявшейся территориальной целостности Свердловской области может быть связано с недавно обнаруженными месторождениями ценных полезных ископаемых, расположенных как раз на границе с северными соседями Среднего Урала.
Создание подобной рабочей группы как минимум вызывает удивление, так как в условиях федеративного устройства России какие-то территориальные вопросы вряд ли смогут возникнуть у восьми субъектов РФ в центре страны. Более того, даже в случае их возникновения они не могут быть решены никакими комиссиями или соглашениями самих субъектов Федерации, а только на федеральном уровне. Официально причина возникновения этого органа, полномочия которого также остаются неизвестными, объясняется необходимостью обеспечения соблюдения прав жителей пограничных населенных пунктов.
В частности, как утверждается в официальном сообщении властей Свердловской области, свердловчане, проживающие на этих территориях, «имеют сложности в реализации прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также не могут участвовать в программах субсидирования строительства и страховании жилья».
Подобные заявления выглядят тоже достаточно странными, на фоне того, что министерство по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО) и региональное Управление Росреестра о подобном никогда не заявляли. Однако если даже предположить, что подобные трудности и существуют, то непонятно, зачем для этого менять границы региона. Вполне достаточно нормализовать работу указанных служб. В противном же случае такое решение выглядит как готовность властей Свердловской области расписаться в собственном бессилии. Учитывая же, что инициатива создания рабочей группы исходит именно от руководства Свердловской области, подобное допущение маловероятно.
Тем не менее более подробно установить функционал группы и их цели не представляется возможным. На официальный запрос в правительство Свердловской области, председатель которого Денис Паслер является куратором деятельности этого экспертного сообщества, оперативно не отвечают. Деятельность комиссии окутана завесой тайны. Но некоторые данные о ее составе, кажется, способны пролить свет на суть ее работы.
Так, при изучении состава группы, которая будет работать над изменением границ региона, выясняется, что в ней присутствует целых 10 представителей Ханты-Мансийского автономного округа, то есть примерно вдвое больше, что можно было бы ожидать исходя из норм представления 7 регионов-соседей Свердловской области. Исходя из этого можно предположить, что территориальные споры с ХМАО представляются создателям комиссии наиболее серьезными.
На первый взгляд, такое предположение кажется странным. Если о планах по присоединению к Свердловской области Кургана или о желании нескольких городов на востоке нашего региона перейти под управление Тюмени слышали, наверное, все, то территориальные споры Среднего Урала и Югры до последнего времени не проникали в информационное пространство.
Однако определенные возможности для передела территорий все же могут быть обнаружены. Дело в том, что чуть больше, чем за полгода до создания группы, на границе автономного округа и Свердловской области обнаружили крупные залежи нефти. Речь идет об Оурьинском месторождении, которое разведала компания «Евротэк Югра» (совместное предприятие Alliance Oil и испанской Repsol). Запасы углеводородов категории С1 + С2 здесь насчитывают 33 млн т нефти, что, по мнению министра природных ресурсов РФ, является самым крупным месторождением, открытым за последние два года.
Если рассмотреть карту месторождения, то окажется, что оно находится на самой границе ХМАО и Свердловской области. Информации о том, заходит ли его часть на территорию Среднего Урала, пока в открытых источниках нет. В министерстве природных ресурсов Свердловской области на вопрос, есть ли вероятность залегания нефти, найденной в Оурьинском месторождении, на территории Свердловской области, ответить не смогли.
Тем не менее если предположить такую возможность, то создание группы по изменению границ Свердловской области с обилием в ней представителей ХМАО вполне подходит под конспирологическую версию о том, что «нефтяное лобби» заинтересовано работать только в одном регионе, чтобы платить налоги в один бюджет, а не в два.
На эту же версию работает тот факт, что нефть в Югре добывают давно, и местные власти разработали для нефтяников систему льгот, чтобы и свою казну не оставить в обиде, и чтобы недропользователи были довольны. В Свердловской же области, как известно, нефть хоть и имеется в разведанных объемах до 50 млн т, но разрабатывалась в промышленных масштабах только компанией «Уралнефть» на Красильниковском месторождении (Красноуфимский район, примыкает к Октябрьскому району Пермского края), и то нелегально — под прикрытием «опытной деятельности». Впоследствии компания лишилась лицензии, и с тех пор нефтедобыча на Среднем Урале была прекращена.
Таким образом, не исключено, что именно вопрос о принадлежности одного из крупнейших месторождений нефти, а также и о поступлении налогов от его разработки может оказаться в центре работы согласительной комиссии. Вот только какое решение о судьбе месторождения она примет — неизвестно. Наблюдатели, внимательно следящие за лоббистскими усилиями нефтяников, не исключают, что результатом может стать «уход» нескольких сот квадратных километров нефтеносных земель в соседний регион.