Спустя 4 года после запуска единого портала государственных услуг (ЕПГУ) система до сих пор находится в тестовом режиме. Об этом говорят как множественные сбои в работе, так и отсутствие четкого взаимодействия с порталом ведомств, эти услуги предоставляющих. Между тем, по заявлению отечественных чиновников, в будущем 2014 году ситуация улучшится благодаря системному анализу, который позволит оптимизировать работы ведомств.
Напомним, что на сегодняшний день Свердловская область является одним из лидеров среди регионов России по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Количество жителей региона, зарегистрированных на портале госуслуг на начало декабря 2013 года, достигло почти 300 тыс. человек. На территории области также охвачена 191 госуслуга, 14 из которых федеральные. Для бюджета перевод госуслуг в электронный вид, по словам замминистра транспорта и связи Свердловской области Сергея Фролова, обошелся в 120 млн руб., из них порядка 94 млн пришлось на 2013 год.
Среди населения самой популярной услугой является оформление загранпаспорта. Наслышанные или же на себе испытавшие все прелести стояния в очередях, жители региона ринулись на портал Госуслуг в надежде сэкономить время и нервы. Но не тут-то было. Технические возможности УФМС оказались не готовы к нововведениям.
В 2013 году в УФМС по Свердловской области поступило более 42 тыс. заявок на получение документа. Об этом ранее заявил начальник отдела оформления загранпаспортов УФМС России по Свердловской области Андрей Сысков. По его словам, количество поступающих заявок настолько велико, что выдержать сроки выдачи, установленные законодательством, служба не в состоянии. Это привело к тому, что отдел оформления загранпаспортов УФМС работал в авральном режиме без выходных.
«Заявки в электронной форме мы, к сожалению, обработать не успеваем. Наши технологические возможности не позволяют нам ускорить работу по обработке электронных заявок», — рассказал Андрей Сысков.
Множество жалоб также поступало на оформление через ЕПГУ российского паспорта: проблемы в оформлении электронной анкеты приводили к просрочке. В результате пользователям грозил штраф за несвоевременную смену паспорта.
Замминистра транспорта и связи Свердловской области Сергей Фролов, в свою очередь, заметил, что органам государственной власти еще только предстоит подстроиться под работу в современных условиях.
«В ряде ведомств дополнительный канал подачи заявлений приводит к росту нагрузки и лавинообразному росту очередей. В 2014 году население приступит к активному использованию электронных услуг. Мы, в свою очередь, приступим к анализу процессов и административных регламентов оказания услуги, проверим обеспеченность органов власти кадрами. И, конечно, где-то потребуется высвобождение персонала, а где-то — увеличение. Пока об этом говорить преждевременно. Мы ждем также активного включения в работу МФЦ, которые снимут нагрузку с органов исполнительной власти по приему заявлений», — считает Сергей Фролов.
Представители ОАО «Ростелеком», являющегося разработчиком ЕПГУ, между тем готовы к критике и признают, что система только налаживается. Директор екатеринбургского филиала компании Денис Сибирцев заметил, что с целью оперативного взаимодействия с госорганами их руководству предоставляется оперативная информация в цифрах.
«Всем, кто организует работу ведомства, предоставляется информация и статистика о сезонности услуг, их востребованности, что позволяет правильно организовать работу и распределить силы. Благодаря автоматизации меняются подходы в работе госслужащих. 2014 год станет показательным. Большинство услуг переведено в электронный вид. Теперь начнется работа по оптимизации работы ведомств, их внутренних регламентов», — заметил Денис Симбирцев.
Большие надежды в повышении эффективности работы ЕПГУ и госорганов возлагают на многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которые начали появляться в Свердловской области. Предполагается, что благодаря работе по принципу «одного окна» МФЦ позволят сократить время обращения как обычных граждан, так и предпринимателей в органы власти всех уровней, сделать государственные услуги более качественными и доступными. При этом стоит отметить, что с появлением центров ускорится лишь прием заявлений от граждан, а не работа госорганов, которым придется налаживать работу в условиях «аврального» режима.