Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли в первом чтении проект бюджета региона на 2014 год и плановые 2015-2016 годы. В следующем году регион ожидает дефицит в размере 25,4 млрд рублей. Несмотря на позицию администрации Екатеринбурга, которая пытается всеми силами защитить город от стагнации, главный финансовый документ области, вымывающий доходы муниципалитетов, был принят большинством парламентариев. При том, что столица Среднего Урала является донором для Свердловской области.
Выступая перед депутатами, министр финансов области Галины Кулаченко сообщила, что консолидированный бюджет в 2014 году составит 197,2 млрд руб., в 2015 году — 214,8 млрд руб., в 2016 году — 233,4 млрд руб. Расходы на 2014 год запланированы в размере 192 млрд руб., на 2015 год — 203,3 млрд руб., на 2016 год — 213,9 млрд руб. Дефицит же в 2014 году составит 25,4 млрд руб., 2015 году — 27,16 млрд руб., в 2016 году — 24,2 млрд руб.
При этом Галина Кулаченко отметила, что для его покрытия будут привлекаться банковские и государственные кредиты, госгарантии Свердловской области, а также продаваться государственные ценные бумаги, которыми владеет регион.
Вопрос принятия бюджета региона на 2014 год является принципиальным для Екатеринбурга. В 2014 году главный финансовый документ города предусматривает доходы в размере 28 млрд 571 млн руб., а расходы — 30 млрд 360 млн руб. При этом бюджет Свердловской области, несмотря на дефицит, увеличен по сравнению с 2013 годом на 10 млрд руб.
По словам заместителя главы администрации Екатеринбурга Александра Высокинского, порядка 28 млрд руб., которые заложены в бюджете города на 2014 год, составляют обязательные платежи. «То есть получается, что мы эти деньги «проедим», а на развитие нам ничего не останется, если бюджет Свердловской области будет принят в том виде, в каком он запланирован», — отмечал Александр Высокинский.
Кроме того, по словам заместителя главы администрации Екатеринбурга Евгения Липовича, в 2013 году в городе на ремонт из дорожного фонда направлялось более 1 млрд руб. а в следующем году по прогнозу выделено будет 90 млн руб.
«В этом году на строительство и реконструкцию дорог направлялось 1 миллиард 845 миллионов рублей, на следующий год в планах 693 миллиона. Из этих цифр вы реально можете оценить, что нас ожидает», — отметил Евгений Липович.
Таким образом, уже можно сделать вывод, что поддержать состояние улично-дорожной сети в Екатеринбурге в текущем состоянии будет невозможно, а чтобы привести ее в порядок за три года эксплуатации без ремонтов, попросту не хватит средств.
Власти Екатеринбурга выходили с предложением оставить городу 30% бюджета развития региона, так как в муниципалитете проживает такой же процент людей от общего населения области. Однако правительство Свердловской области к этому предложению не прислушалось. Мало того, выступая перед депутатами, глава регионального министерства финансов ответила, что Средний Урал занимает четвертое место по собираемости налогов среди субъектов РФ, и ей тоже бы хотелось, чтобы бюджет области был в 530 млрд руб. Таким образом она недвусмысленно дала понять, что в подобном положении дел виновато правительство РФ.
При этом министр как-то забыла, что основным источником дохода Екатеринбурга является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), и по законодательству власти субъекта федерации могут оставлять городу до 40% от его сборов. В 2011 году у Екатеринбурга этот показатель был на уровне 30%, сейчас снизился до 18%. А каждые 10% от сбора этого налога приносили в городскую казну порядка 3-4 млрд руб.
Несмотря на заверения правительства Свердловской области, что бюджет на 2014 год сохранит свою социальную направленность (порядка 60% предусмотрено на здравоохранение, образование и соцподдержку населения), депутат Законодательного собрания Анатолий Марчевский раскритиковал распределение средств.
«В 2014 году расходы на культуру урезали на 313 млн рублей. И это при том, что президент РФ следующий год объявил «Годом культуры». В Екатеринбурге на эти цели закладывается в бюджете 3,5% бюджета, а у нас опять отобрали. Если так будет дальше продолжаться, то детей мы будем воспитывать «Домом-2». Поэтому предлагаю предусмотреть расходы на культуру на уровне 2% от бюджета области», — заявил он.
Стоит отметить, что Екатеринбург на культурную составляющую не получает средства из региональной казны и все финансирует за собственный счет.
Несколько двусмысленно прозвучало выступление депутата Максима Иванова, который рекомендовал парламентариям принять законопроект бюджета области на 2014 год. «Да, из документов видно, что муниципалитетам будет тяжело, но и им нужно учиться зарабатывать», — считает он.
Что касается Екатеринбурга, он зарабатывать как раз умеет, так как до 70% доходов бюджета Свердловской области наполняется именно за счет города. И таких муниципалитетов в регионе очень немного, а подавляющая часть остальных живут именно за счет дотаций из областного бюджета. Они же в свою очередь формируются, в том числе, за счет отдачи от городов-доноров.
Депутат Андрей Альшевских наоборот рекомендовал Законодательному собранию не принимать бюджет области в первом чтении, так как при его формировании не были учтены пожелания министерства финансов РФ. «Не нужно сегодня торопиться и поэтому предлагаю отклонить принятие», — отметил он.
Тем не менее, при голосовании 40 депутатов отдали свои голоса «за» принятие главного финансового документа региона в первом чтении и лишь пятеро проголосовали против. Также они отклонили инициативу публиковать в «Областной газете» поименный список тех, кто голосовал «за» и «против».
Если проект бюджета Свердловской области на 2014 год пройдет второе и третье чтение без существенных поправок в пользу Екатеринбурга, это может остановить строительство школ, детских садов, больниц, что автоматически скажется на комплексной застройке новых микрорайонов. Кроме того, под угрозу банкротства будут поставлены частные и муниципальные транспортные компании, так как они не получат компенсации за перевозку льготников.