Статьи
27.06.2013

Где деньги, РАО? Российское авторское общество паразитирует на правах

Где деньги, РАО? Российское авторское общество паразитирует на правахНа сайте Высшего Арбитражного суда РФ появилась информация о том, что ООО «Российское авторское общество» выступает истцом в отношении сразу нескольких организаций общественного питания, зарегистрированных в городе Екатеринбург. В частности, ответчиками выступают ООО «Бизнес-теория», ООО «Лагман» и ООО «Аль Капоне». Как стало известно, хранителей авторских прав не устраивает использование музыки в помещениях данных организаций без заключения соответствующего соглашения с РАО. В то же время правозащитники видят незаконную составляющую в действиях самих «защитников» прав. Более того, много вопросов вызывает расходование средств авторского общества.

Ответчики о существовании исков узнали лишь от корреспондента УрБК.

«Мы впервые слышим об иске Российского авторского общества, скорее всего дело касается использования музыки в помещении», — сообщили в ООО «Бизнес-теория», являющемся учредителем кафе «Ламаджио».

В ООО «Российское авторское общество» давать комментарии по поводу исков отказались, отослав к данным, предоставленным на сайте общества. Где, в свою очередь, говорится, что «любое использование произведений возможно только с согласия автора или иного правообладателя, следовательно, если в зале включен радиоприемник или иное техническое средство, с помощью которого осуществляется публичное исполнение произведения, пользователь должен урегулировать вопросы соблюдения авторских прав с Российским Авторским Обществом, как организацией, представляющей интересы российских и иностранных правообладателей».

Как отмечают в РАО, размеры авторского вознаграждения зависят от типа заведения (закусочная, бар, ресторан) и от количества посадочных мест. Барам при этом надо помнить, что учитываются также места у барной стойки. Если посадочные места в заведении не предусмотрены, то количество рассчитывается по площади.

Отметим, что, в свою очередь, РАО зачастую не имеет договорных отношений с конкретными исполнителями и собирает деньги с различных организаций за использование того или иного музыкального произведения даже без ведома его автора, более того, даже не зная, кто им является. В случае, если автор так и не узнал, что РАО получило деньги за использование его авторских прав, то сумма, по сути, переходит в распоряжение РАО. Что, по оценке юристов, не имеет ничего общего с понятием справедливости.

Кроме того, по словам директора юридической фирмы «Юста Аура» Евгения Дедкова, даже массовое прослушивание радио является нарушением авторских прав, о чем не знают многие пользователи, попадая тем самым в число «клиентов» РАО.

«Минимальная сумма компенсаций для одного автора согласно внутреннему документу РАО — 15 тыс. руб. Штрафы умножаются на число исполнявшихся произведений, а также на количество всех его соавторов. В результате суммы штрафов могут по стандартным искам РАО с фиксацией исполнения 5-6 композиций составить около 300 тыс. руб. Данную модель поведения РАО сформировало действующее российское законодательство, которым предусмотрена государственная аккредитация, которая позволяет РАО, не получая согласия от автора, предъявлять претензии от его имени. Схема сбора и распределения денег составлена так, что невозможно проконтролировать, какую сумму получает настоящий обладатель авторских прав», — рассказал Евгений Дедков.

Данная схема расчетов компенсаций, по оценке юриста, незаконна, поскольку законом определена меньшая сумма компенсации, и под публичным исполнением может пониматься только каждое конкретное исполнение произведения, и ни в коем случае нельзя дополнительно умножать число случаев звучания на количество авторов.

Белые пятна присутствуют и в финансовой деятельности РАО. Так, по данным годового отчета РАО, в 2011 году общие сборы организации выросли до 2,942 млрд руб. — на 9,22% по отношению к 2010 году. Расчеты РАО с иностранными партнерами за пределами СНГ за год составили 210,272 млн руб., с партнерами из стран СНГ — 38,556 млн руб. Физическим лицам в России РАО заплатило 835, 573 млн руб. При этом на долю крупнейшего зарубежного получателя — Американского общества композиторов, авторов и издателей (ASCAP) — пришлось только 37,013 млн руб.

По оценке Евгения Дедкова, выплаты иностранным организациям ничтожно малы, поскольку в сборах учено любое использование музыкальных проведений американских авторов — телевидение, радио, кинотеатры, концерты, предприятия общественного питания — везде, где звучит англоязычная музыка.

Расходы РАО в 2011 году составили 843,986 млн руб., в них вошла заработная плата, аренда помещений, текущий ремонт, общехозяйственные расходы, отчисления во внебюджетные фонды и многое другое. Еще 490,844 млн руб было удержано на собственные расходы, «по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения». В чем заключаются эти «собственные» расходы, при условии, что вся зарплата, аренда и другие нужны РАО выделены отдельной строкой, остается неизвестным.

Вопросы возникли и у налоговой службы. В настоящее время в Арбитражном суде Москвы завершено производство по делу о претензиях налоговой службы к РАО. Так, налоговики недосчитались около 590 млн руб. налогов, которые РАО должно было уплатить с тех средств, которые поступили и хранятся на счетах. Дело в том, что по мнению налоговиков, по истечении 3 лет все средства, которые не выплачены обладателям авторских прав, считаются собственностью РАО и, соответственно, последние должны заплатить с них налоги. Представители РАО, в свою очередь, с обвинениями были не согласны, заявляя, что даже невыплаченные деньги, по сути, находясь в полном распоряжении РАО, являются авторскими. Судя по электронной картотеке Высшего Арбитражного суда, рассмотрение дела завершилось победой налоговиков, хотя РАО под предлогом неразглашения персональных данных удалось добиться запрета на публикацию судебных решений, освещающих ряд аспектов его финансовой деятельности.

«Получается парадоксальная ситуация: если РАО не выполнило свои обязанности по распределению и выплате сборов правообладателям по истечении 3 лет, оно становится собственником собранных средств. У пользователя изъяли его имущество, автор ничего не получил, а РАО неосновательно обогатилось за чужой счет. Защитой авторских прав назвать действие данной системы не представляется возможным», — отмечает Евгений Дедков.

Ольга Кондрашова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.12.2013 Владельцы ООО «Содружество+» в Краснотурьинске оштрафованы за нарушение авторских прав

УрБК, Екатеринбург, 13.12.2013. Прокуратура Краснотурьинска провела проверку соблюдения законодательства об авторских и ...

31.10.2012 Попытка — не пытка: защитники авторских прав вновь в центре скандала

Попытка — не пытка: защитники авторских прав вновь в центре скандала ...

18.01.2012 Российское авторское общество: мы будем продолжать судебные разбирательства с ЕМУП «Кинотеатр «Салют»

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2012. Определение суда Ленинского района Екатеринбурга о том, что иск РАО к ЕМУП «Кинотеатр ...

03.07.2009 Ростовский суд уличил Deep Purple в нарушении своих же авторских прав

Кировский районный суд Ростова-на-Дону вынес 15 июня решение, согласно которому группа Deep Purple незаконно исполнила ...

14.05.2009 В деятельности 49 предприятий общественного питания и торговли Свердловской области выявлены факты нарушения авторских и смежных прав

УрБК, Екатеринбург, 14.05.2009. В деятельности 49 предприятий общественного питания и торговли прокурорской проверкой ...