По какому пути следует развиваться Екатеринбургу — крупного промышленного и делового мегаполиса либо «зеленого» удобного для жизни города, и кто должен влиять на эти изменения — вопрос, ставший сегодня актуальным для простых жителей и специалистов в сфере архитектуры и строительства. Однако становится очевидным, что не столько власти и вложенные средства, сколько макроэкономическая ситуация в стране в большей степени определяет судьбу города. В таком случае открывается еще одна перспектива под названием «по пути Детройта» — достижение пика промышленного и экономического развития отдельно взятого города и последующее падение его промышленных и финансовых основ.
Частные оценки экспертов зачастую основаны на грандиозных планах, реализацию которых не сможет зафиксировать почти никто из ныне живущих. Так, архитектор Григорий Мазаев уверен, что в недалеком будущем Екатеринбург станет городом с население 2,5 млн человек.
«Мне сейчас поручено работать над долгосрочной схемой развития Екатеринбурга до 2100 года. Предусмотрено очень много нововведений. Раньше была тенденция, что Свердловская область осваивалась с севера на юг, а территории на Западе и Востоке пустовали. Ныне планируется и эти земли взять в оборот. Схемой развития до 2100 года предусмотрено, что Екатеринбург значительно увеличиться, через него будет проходить международный транспортный коридор от Парижа до Токио. Также мы планируем построить скоростные железные дороги, в том числе связку «Екатеринбург — Челябинск». Наш город станет третьим по величине городом в России, мегаполисом, который будет сосредотачивать вокруг себя не только УрФО, но и Приволжский округ», — рассказал архитектор Григорий Мазаев.
Гости из-за рубежа в свою очередь опираются на опыт иностранных государств в плане развития городов. Швейцарский архитектор Дессимо Эрве считает, что бурное строительство никак не способствует сохранению окружающей среды, без чего невозможна комфортная жизнь человека.
«Я в России работаю более 10 лет, Екатеринбург — очень динамичный город, но я бы хотел его видеть экологичным, зеленым, инновационным городом. Политики должны задавать основную ось развития — быть городу огромным мегаполисом либо сосредоточиться на принципах устойчивого, но при этом менее бурного строительства и сохранения окружающей среды», — считает Дессимо Эрве.
Также он добавил, что участие в «ЭКСПО» — шанс для Екатеринбурга создать свой неповторимый образ, а не брать за основу развития историю других городов, например, Москвы. По его мнению, Екатеринбург должен приобрести свое неповторимое лицо.
С экспертом согласен и главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. По его мнению, развитие по пути столицы — не лучший вариант.
«Я противник того, чтобы население Екатеринбурга росло. Я хочу, чтобы наш город стал зеленым, экологичным и инновационным. Нам не надо гнаться за миллионами квадратных метров, иначе это выльется в такую ситуацию, которая случилась в Москве», —заявил Михаил Вяткин.
Однако не только повторения опыта Москвы стоит опасаться екатеринбуржцам. Помимо двух векторов развития — человечной и урбанистической — существует, по оценке общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева, еще один, вытекающий из последнего, а именно — упадок после бурного расцвета. И примеры такого исхода событий имеются даже в новейшей истории.
Третий вариант, реализацию которого ни в коем случае нельзя допустить, по оценке Андрея Старцева, заключается в развитии Екатеринбурга по пути американского города Детройта, достигшего своего пика развития в урбанистическом плане, но опустевшем в результате воздействия внешних факторов, а точнее, из-за бензинового кризиса второй половины XX века.
«В существующей российской действительности данный вариант развития вполне реален, для этого достаточно стране быть сброшенной с нефтяной иглы, когда окажется, что не осталось свободных ресурсов, которые можно дешево добыть и дорого продать. Именно поэтому больше, чем планирование на развитии города скажется экономическая составляющая развития страны. Сам по себе город — недостаточная единица измерения для того, чтобы оценить дальнейшие пути его развития», — уверен Андрей Старцев.
Между тем эксперт подчеркивает, что Екатеринбург взял очень хороший старт по развитию урбанизма. Будучи центром тяжелого машиностроение в СССР, Екатеринбург за 20 лет лучше других российских городов смог перестроиться в плане развития инфраструктуры и вместо города заводов стал городом процветающего бизнеса и торговли.
Что касается ближайшего будущего, то наиболее перспективный, по оценке Андрея Старцева, путь развития Екатеринбурга — создание агломерации за счет объединения с близлежащими городами — Верхней Пышмой, Первоуральском, Среднеуральском и Березовским.
«Это нисколько не противоречит удобству города для жителей, поскольку уже сейчас в городе работает очень много приезжих. Десятки тысяч людей работают в Екатеринбурге, в нем не проживая. Поэтому важная задача — строительство инфраструктуры для создания полноценной агломерации. В настоящее время в Екатеринбурге делаются правильные шаги по развитию пешеходной зоны и организации общественного транспорта, но в этом плане мы до сих пор сильно отстаем даже от наших соседей — города Перми», — добавляет Андрей Старцев.
Эксперт уверен, что необходимо соблюсти баланс между урбанистикой и маленьким человеком — жителем города. Именно этот баланс не позволит Екатеринбургу пойти по пути Детройта.
Объединяя мнения экспертов, можно заключить, что масштабная и повсеместная застройка офисными, торговыми или жилыми знаниями может привести к параличу многих городских систем, не готовых вынести увеличения нагрузки, прежде всего это касается автомобильных дорог. Однако эксперты уверены, что курс, взятый Екатеринбургом после развала СССР и позволивший городу стать процветающим мегаполисом, не позволит сбыться третьему, самому пессимистичному варианту развития событий.
Ольга Кондрашова