20.02.2013

Бухучет по полной

Очередные законодательные инициативы могут усложнить жизнь небольшим предприятиям.

Речь идет о вступившем в силу с начала 2013 года ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». По словам экспертов, закон носит уточняющий характер. Однако маленьким компаниям придется нелегко. Те, кто работал по «упрощенке», теперь будут обязаны перейти на ведение бухгалтерского учета в полном объеме. А это повлечет за собой дополнительные расходы на содержание бухгалтеров, которые смогут позволить себе не все фирмы, работающие сегодня на грани рентабельности.

Буквально вчера «Российская газета» опубликовала проект закона. Как передает издание, сейчас комитет Госдумы по бюджету и налогам готовит его к первому чтению и он будет рассмотрен в весеннюю сессию. Благодаря данному законопроекту удастся запретить ведение «двойной бухгалтерии» и зафиксировать норму о недопустимости принятия к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни.

Таким образом, задним числом, с 1 января, введена обязанность по ведению бухучета в полном объеме для юрлиц.

«Срочные поправки в закон потребовались в связи с необходимостью включения в него норм международного права. Ничего особо нового данный закон не предусматривает, в него внесены некоторые дефиниции и корректировки. И так ясно, и указано в Налоговом кодексе РФ, что двойную бухгалтерию вести нельзя. Нельзя учитывать в хоз. деятельности операции, которые не существовали. Закон принимает некоторую уточняющую форму», — отмечает управляющий партнер ЮК «Генезис» Артем Денисов.

Новеллой же является внесение изменения в закон в части ст.9 — «Лицо, ответственное за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных».

О том, как изменится работа предпринимателей благодаря законодательным новшествам до конца остается не ясным и вызывает немало вопросов.

«Пока не совсем понятен механизм оформления данных документов и отнесения их на то или иное лицо. Поскольку документооборотом и составлением форм первичной учетности все-таки занимается бухгалтерия. Тот же экспедитор вынужден будет вносить изменения в первичные документы? Каким образом будет определяться ответственное лицо, если согласование хоз. сделки предприятия идет через нескольких лиц (юрист, экономист, бухгалтер, логист и т. д)? Тем более нужно будет вносить изменения в Налоговый кодекс РФ и КоАП РФ в части ответственности за достоверность налоговой и бухгалтерской отчености, которую на сегодняшний момент несет руководитель организации», — отмечает Артем Денисов.

По словам эксперта по организационному и налоговому проектированию Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Екатерины Пелевиной, в борьбе с фиктивными хозяйственными операциями, в том числе через фирмы-однодневки, правительство решило сделать ставку на запугивание не директоров и главных бухгалтеров, а рядовых сотрудников — логистов, кладовщиков, грузчиков.

«Законопроект предусматривает ответственность именно этих лиц за достоверность содержания первичных документов. Если она будет закреплена, то может произойти массовый саботаж сотрудников против назначения их ответственными лицами за прием работ, товаров и (или) услуг, а также правильность оформления первичных документов», — отмечает эксперт.

По словам председателя президиума общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России» Романа Терехина, благодаря законодательной инициативе «тяжелее всего придется начинающим предпринимателям, в лучшем случае балансирующим на грани рентабельности. Но в новых условиях у «организаций-упрощенцев» возникают существенные дополнительные расходы, которых нет у индивидуальных предпринимателей».

По словам эксперта, результатом введения законодательной инициативы станут «дополнительные расходы на услуги бухгалтера или бухгалтерской компании, а также дополнительное пространство для совершения ошибок».

Действительно, руководители компаний уже не смогут самостоятельно справиться со всей бухгалтерской работой, которая предстоит их предприятиям с этого года. Хотя раньше вполне самостоятельно выполняли эту задачу.

«Если раньше организации были обязаны вести только книгу расходов и доходов, то теперь им придется ежеквартально передавать все сведения о своем финансовом состоянии — бухотчетность, которая включает в себя ряд различных документов. Теперь налоговая сможет отслеживать всю деятельность предприятия, и в случае чего организовать проверку. Например, если предприятие работает 10 лет и оно убыточно, за счет чего оно держится на плаву», — пояснил УрБК один из бухгалтеров.

«В данном случае пользы для государства от подобной дополнительной нагрузки не видит никто. В первую очередь пострадает микробизнес, то есть самые маленькие компании со штатом до 10 человек. Компании, находящиеся в нестабильном финансовом положении, могут быть закрыты, так как нововведения легко могут стать для них «последней каплей», — рассказал «Российской газете» Роман Терехин.

Однако заместитель генерального директора по правовым вопросам «Уником Партнер» Дмитрий Земеров не считает, что нагрузка на предприятия возрастет.

«Бухучет всегда ложился на плечи директора. То есть, как раньше руководитель этим занимался, так и сейчас он будет этим заниматься. Просто появится дополнительный вид отчетности для подачи в налоговую», — отмечает Дмитрий Земеров.

Впрочем, законопроект предусматривает и льготы, правда в очень исключительном порядке.

«Очередные льготы для резидентов инновационного центра «Сколково» вызывают улыбку. Например, с 2013 года все «упрощенцы» с оборотами, не превышающими 60 млн руб., обязаны вести бухгалтерский учет. А в «Сколково» при оборотах до 1 миллиарда такую обязанность предлагается отменить. Если нет бухгалтерского учета, проверить направления расходования денежных средств становится намного сложнее», — отмечает Екатерина Пелевина.

Стоит отметить, что это уже не первые трудности, с которыми придется столкнуться малому и среднему бизнесу в новом году. С первого января вступил в силу федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ, который предусматривает единовременное двукратное увеличение размера платежа пенсионных страховых взносов для самозанятого населения — до 26% от двух МРОТ. А к 2015 году они возрастут в три раза. В результате, по данным налоговой службы, только за декабрь и январь с учета снялось 208 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
01.04.2014 Бизнес становится дороже: предпринимателей ожидают очередные налоговые обязательства

В скором времени практически все малые предприятия и индивидуальных предпринимателей могут обязать платить налог на ...

29.10.2013 С 2014 года ИП и малому бизнесу могут разрешить вести кассовые операции по упрощенному режиму

УрБК, Москва, 29.10.2013. Банк России предлагает ввести с 1 января 2014 года упрощенный порядок ведения кассовых ...

19.04.2013 МСБ могут вернуть упрощенную систему ведения бухучета

УрБК, Москва, 19.04.2013. Комитет Госдумы по бюджету и налогам сегодня рассмотрит законопроект о возврате малым ...

19.02.2013 Бухучетом по бизнесу

Закон диктует новые правила для предпринимателей ...

20.01.2010 ЗАО «ПФ «СКБ КОНТУР» вывело на рынок программный продукт «Электронный бухгалтер»

УрБК, Екатеринбург, 20.01.2010. ЗАО «ПФ «СКБ КОНТУР» вывело на рынок программный продукт, позволяющий предпринимателям, ...