Эксперты отмечают, что российский фондовый рынок развивается медленными темпами и имеет круг ограниченных инструментов. Для развития рынка необходимо привлечение новых эмитентов. Для примера: несмотря на значительное количество зарегистрированных в Уральском регионе акционерных обществ — около 19 тысяч, их акции почти не присутствуют на торгах. Традиционно обсудить проблемы финансового рынка собрались в Екатеринбурге на 5-й уральской конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок» представители ФСФР, экономисты, а также московские и региональные профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Нередко в адрес ФСФР звучат замечания и умозаключения, что «в России фондового рынка нет», особенно сейчас — когда встал вопрос о реорганизации надзора и создании мегарегулятора. Однако, по мнению председателя совета директоров НАУФОР Олега Вьюгина, данные замечания несправедливы и, несмотря на многие проблемы фондового рынка, рынок все же состоялся.
«Если и ставить вопрос об изменениях рынка, то надо его ставить по существу, а не по форме. И отталкиваться надо не от того, как было сказано на заседании открытого правительства, что «денег нет, поэтому давайте проводить реформу», — сказал Олег Вьюгин.
Как отметил руководитель ФСФР Дмитрий Панкин, мировое сообщество активно обсуждает проблемы фондового рынка — его избыточность и постоянные колебания. Предлагается ввести дополнительное налогообложение операций на финансовом рынке, потому что эти рынки перерастают оптимальные экономические размеры. С помощью дополнительного налогообложения можно было бы сформировать фонды для оказания помощи профучастникам в кризисные времена. Но главная цель — ограничить размеры нерегулируемого рынка.
Кроме того, ФСФР намерена сместить акценты своей работы именно на контроль уровня риска, который берут на себя профучастники, — соотношение капитала и уровня риска.
В прошлом году ФСФР увеличила требования к размеру капитала, чтобы сократить количество «отмывочных» контор и снизить возможности для появления новых. Правда, как отмечает глава ФСФР, достигнуть этого не совсем удалось, потому что эти цифры так же «рисуются», как и до повышения требований.
«Сейчас мы решили сделать некоторые изменения в этих подходах, снизить требования к размеру капитала. Особенно это актуально для регионов и для тех профучастников, которые не несут большого риска. С одной стороны, снизив требования к размеру капитала, надо поднять требования к качеству. Пусть это будут 5 миллионов рублей, но чистыми деньгами. На мой взгляд, это будет правильно, служба будет двигаться в этом направлении», — заключил Д. Панкин.
Эксперты отмечают, что российские эмитенты по-прежнему предпочитают размещать свои акции на Лондонской бирже, называя причиной этого отсутствие длинных денег на внутреннем рынке. Чтобы хоть как-то ограничить сужение российского фондового рынка, было принято решение запустить торги на Московской бирже в более современном режиме Т+2 уже в марте 2013 года.
Отметим, Т+2 — это система расчетов, которая предполагает создание гарантийного фонда.
Как сообщила управляющий директор биржи Анна Кузнецова, с января 2014 года вся Европа перейдет на модель Т+2, и, видя мировой тренд, Московская биржа намерена ему последовать. В течение трех месяцев торги будут осуществляться в режимах Т+2 и Т+0 одновременно, после чего режим Т+0 будет закрыт.
Однако, по словам президента НП РТС Романа Горюнова, переход на режим торгов Т+2 вызывает опасения и у самих акционеров.
«Понятно, что все мировые участники привыкли к торгам в режиме Т+3 и когда-то они перейдут на Т+2. Но бежать впереди паровоза — это означает для зарубежных участников усложнение процедуры адаптации к нашему рынку», — отметил Роман Горюнов.
Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев тоже не уверен, что удастся осуществить такой быстрый переход на новый режим торгов — за три месяца, для этого понадобится как минимум 6–12 месяцев.
Однако, несмотря на глобальные перемены, которые задумали организаторы Московской биржи, и законодательные инициативы со стороны госорганов, сами участники профрынков по-прежнему отмечают необходимость небольших мер от государства: это снижение налогообложения и небольшие льготы.
Анастасия Куликова