Топливный бизнес в аэропортах России, в том числе в екатеринбургском Кольцово, продолжает оставаться крайне непрочным. Кто и как на самом деле формирует цену на авиакеросин, могут разобраться, пожалуй, лишь эксперты ФАС. Авиакомпаниям и пассажирам при таких правилах игры остается рассчитывать лишь на то, что повышения не будут слишком частыми и резкими: слишком ощутимы потери.
Напомним, с начала года цена на керосин в Кольцово поднималась уже трижды, в последний раз — до 28,4 тыс. рублей за тонну. Суммарное с начала года повышение составило порядка 12%.
В аэропорту уверяют: торговля топливом — бизнес если не убыточный, то совершенно точно малоприбыльный и выгадать для себя какие-то сверхдоходы в этой сфере якобы просто нереально.
Участники рынка считают, что это лукавство и екатеринбургский аэропорт, мягко говоря, неплохо зарабатывает и мог бы себе позволить снизить цену.
«Рентабельность от продажи топлива может достигать порядка 40%», — уверяет собеседник УрБК, пожелавший остаться неизвестным.
По его словам, в прибыль Кольцово входит возможная специальная скидка, которую получает аэропорт, к примеру, за предоплату или за объемы поставки.
В Кольцово наличие каких-либо дисконтов опровергают.
«Цена диктуется рынком, поэтому нет и скидок. Топливо поставляется в соответствии с условиями контракта, по графику отгрузок, партиями. Объемы закупок определяются планом полетов на месяц», — сообщила УрБК директор по стратегическим коммуникациям ОАО «Аэропорт Кольцово» Юлия Федотова.
Впрочем, аналитики считают, что Кольцово — лишь жертва обстоятельств.
«Цена на керосин в Кольцово выше, чем в мире. На перепродаже они, конечно, зарабатывают, но сверхъестественных сумм здесь нет. Это не аэропортовые спекуляции, просто топливо само по себе очень дорогое», — сообщил УрБК генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
По словам руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, ситуация в Екатеринбурге стала, вероятнее всего, следствием того, что происходило в столичном регионе. Московский же дефицит, по его мнению, был создан искусственно.
«Отголоски московских проблем были замечены даже в Киеве», — напоминает Олег Пантелеев.
Борис Рыбак считает, что осеннее повышение цен на топливо уже стало традиционным. Он объясняет его жадностью нефтяных компаний.
«Всякий раз, когда подходит к концу высокий сезон, когда авиакомпании аккумулируют финансовый жирок, средства, на которые они могли бы развиваться, обновлять парк, улучшать экономическое и материально-техническое состояние, приходят нефтяники и всю эту прибыль изымают. Правительство на это почему-то смотрит очень благосклонно. Не могу объяснить, но это факт. Каждую осень происходит существенное повышение цен. Весной повышение незначительное: с авиакомпаний взять еще нечего», — считает Борис Рыбак, добавляя, что такое сезонное повышение происходит уже на протяжении порядка 10 лет.
При этом эксперты отмечают: бизнес, к сожалению, недостаточно прозрачен и судить об этом сложно. Очевидно, в рамках этой стратегии топливные компании предпочли не отвечать на вопросы о тонкостях своих взаимоотношений с ОАО «Аэропорт Кольцово».
Эксперты уверяют: цена керосина может быть снижена, но это возможно только при увеличении конкуренции на всех уровнях, начиная от возможности закупить топливо у производителя по оптовой цене и хранить его в ТЗК по карточке хранения, оплачивая только стоимость услуги хранения и заправки, до формирования конкуренции в сегменте заправки «в крыло».
«Проблема в том, что выбор, у кого покупать топливо оптом, ограничен. Предложений на бирже недостаточно. Да и логистика может получиться слишком сложной — в России не слишком много НПЗ, и только, пожалуй, в Москве можно выбирать, с какого завода брать топливо, так как рядом не только московский завод, но и Рязань, Ярославль и Кстово», — считает Олег Пантелеев.
Алена Тымонюк