Российское правительство обязало всех автоперевозчиков установить на машины оборудование системы ГЛОНАСС. Внедрить — внедрили, но что дальше с этим делать — непонятно. В ходе совещания со свердловским губернатором областные чиновники признались, что навигационные системы не используются по назначению: информация о нарушениях, допущенных водителями, уходит в стол начальников АТП, и ситуация на дорогах не меняется. При этом свердловское правительство уже утвердило массовое внедрение транспортных навигационных систем в рамках областной целевой программы, на которую выделено 700 млн. рублей. Свои деньги в покупку обязательных приборов также вложили муниципалитеты и бизнес.
Напомним, с 1 июля наличие оборудования ГЛОНАСС стало обязательным условием получения лицензии на пассажирские перевозки. Поправки в новый технический регламент безопасности колесных транспортных средств обяжут оборудовать устройствами ГЛОНАСС все новые транспортные средства, продаваемые на территории России, к 2013 году. Таким образом, в итоге российская навигационная система станет обязательным элементом для всех.
Регионы и муниципалитеты взяли под козырек и на 100% оснастили подведомственный транспорт новыми приборами.
«Весь автопарк муниципального автобусного предприятия и трамвайно-троллейбусного управления оборудован на 100%. Кроме того, наше предприятие «Спецавтобаза», которое занимается вывозом мусора из жилого сектора, тоже обеспечено навигацией на 100%. Уборочная техника — где-то на 50%. У нас нет необходимости полностью оснащать приборами ГЛОНАСС всю технику, поскольку часть машин работает только летом, часть — в зимнее время, и мы просто переустанавливаем датчики. Все оборудование закупалось за счет муниципального бюджета. Будет ли область выделять деньги — не могу сказать», — заявил УрБК заместитель председателя комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Егор Свалов.
Согласно оценкам самих участников рынка, бизнес не спешит отдавать деньги под очередную государственную затею. Навигаторы установлены только на 20–30% транспортных средств. Предприниматели опасаются: поголовный переход на ГЛОНАСС ощутимо увеличит затраты компаний отрасли, но едва ли повысит безопасность. Очередная государственная затея грозит обернуться пустой тратой бюджетных и частных денег: сами по себе датчики не могут ни спасти человеческие жизни в случае аварии, ни заставить водителей не нарушать ПДД. Поправив закон, власть забыла создать систему реагирования и контроля. То, что всеобщее подключение к спутнику не улучшает ситуацию на дорогах, подтверждает и начальник Управления ГИБДД по Свердловской области.
«Результаты работы системы не используются. Руководители предприятий, у которых в автобусах установлено навигационное оборудование, не заинтересованы увольнять или предпринимать какие-то меры против водителей, допустивших нарушения, объясняя это проблемой с кадрами», — рассказал Юрий Демин в ходе совещания с губернатором области.
По мнению Владимира Щукина, вице-президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, куратора транспортного отдела, еще одна причина невостребованности проекта — недоработка самого государства.
«Наши компании не спешат установить у себя систему ГЛОНАСС, потому что на самом деле их никто не проверяет. К примеру, проверки должен осуществлять Автодорнадзор. Эта организация вообще практически не работает, не проверяет автомобили», — считает Владимир Щукин.
Стоимость установки одного прибора на машину составляет, по его словам, в среднем 15 тыс. рублей.
«Если у предприятия нет денег на безопасность, ему нечего делать на рынке», — уверен Владимир Щукин.
На спутниковое слежение Свердловская область выделяет приличные суммы. Так, в ходе последней выставки «Иннопром» было подписано соглашение о развитии инфраструктуры федеральных навигационно-информационных систем. Предполагается, что это позволит развернуть инфраструктуру этих систем, в том числе систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», создать «интеллектуальную» транспортную систему с применением спутниковых навигационных технологий, разработать цифровые навигационные карты. На реализацию программы «Информационное общество Свердловской области» на 2011–2015 гг. областное правительство направило более 700 млн. рублей.
После совещания у губернатора чиновники решили идти дальше: не только укомплектовать системой ГЛОНАСС 100% пассажирского транспорта, машин ГИБДД и коммунальных спецслужб, но и создать единую информационную систему — областной центр, куда будут стекаться сведения, полученные средствами навигации со всей области.
«Филиалы его должны быть во всех крупных городах области. Он же будет следить за пропускной способностью федеральных и региональных трасс, а также городских дорог и работой переездов, обеспечивать своевременную работу служб спасения. Давайте запишем решение и со следующего года начнем проектировать», — озвучил решение губернатор.
На какие средства власти планируют строить информационную систему и возводить здание областного центра — пока неизвестно.
Полина Мудрова