Российские власти планируют существенно сократить число участников рынка авиаперевозок. Согласно наиболее жестким прогнозам, в стране вообще могут остаться лишь пять авиакомпаний, в их числе — базирующиеся в Екатеринбурге «Уральские авиалинии». Компании, уже фактически внесенные в проскрипционные списки, рассчитывают на смягчение позиции властей, рассказывая о достоинствах своего авиапарка.
Напомним, катастрофа самолета Як-42 под Ярославлем привела к тому, что власти решили сократить число авиакомпаний, а также пересмотреть всю систему авиаперевозок в России. Чтобы заместить выпадающие рейсы, государство готово субсидировать крупнейшим авиакомпаниям перевозки из городов-миллионников. Президент РФ Дмитрий Медведев уже утвердил перечень поручений правительству по прекращению деятельности авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов, по которым оно должно подготовить соответствующие документы и предложения в срок до середины ноября.
В подчиненных ведомствах процесс уже пошел. Минтранс РФ выступил с инициативой не выдавать допуски на зимние чартеры авиакомпаниям, летающим на старых отечественных самолетах. Заседание соответствующей комиссии на этот счет состоится послезавтра.
Как уверяют аналитики рынка, в условиях новых правил игры в России, по сути, продолжат работу лишь пять компаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь» и «Уральские авиалинии». Уйдут, точнее вылетят с рынка небольшие перевозчики с парком из трех-пяти самолетов, зачастую отечественного производства.
Компании-тяжеловесы инициативу руководства страны встретили с одобрением.
«Идею субсидирования региональных перевозок можно только приветствовать. «Уральские авиалинии» осуществляют множество рейсов между регионами, и зачастую рентабельность таких полетов минимальна. Поддержка государства смогла бы оказать помощь рынку авиаперевозок внутри страны, сделав перелеты более доступными и безопасными для населения, и в то же время разгрузить московский авиаузел», — уверен генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.
На сегодняшний день в Екатеринбурге региональными перевозками занимаются «Руслайн», «ЮТэйр», «Авианова», «Вим-Авиа».
Претензии к этим авиакомпаниям уже стали традиционными. Так, «Руслайн» постоянно отменяет рейсы, а «Авианова» не отличается пунктуальностью. Уже долгое время авиакомпания ходит по лезвию ножа: из-за долгов перевозчика периодически возникают разговоры о приостановлении сертификата эксплуатанта.
Поэтому еще до авиакатастрофы были приняты решения, которые усугубили жизнь небольших авиакомпаний. Так, с 1 января 2012 года в России будет разрешено летать самолетам только с системой предупреждения столкновений, а выполнять перевозки более чем по трем направлениям смогут компании, у которых есть больше пяти самолетов; чтобы совершать рейсы по пяти направлениям, необходимо будет иметь более 10 однотипных самолетов. В каждом из них должно быть больше 50 посадочных мест.
Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числится 35 авиакомпаний. Между тем компании, находящиеся под ударом, не спешат паниковать.
В авиакомпании «Татарстан» заявляют, что постепенно, но все-таки обновляют свой парк, поэтому запрета не опасаются.
В «Газпромавиа» признали, что эксплуатируют отечественную технику, но заверяют: она в хорошем состоянии. При этом у представителей авиакомпании есть непонимание инициатив Дмитрия Медведева и Росавиации.
«Нужно уточнить понятие «старые». Это какие? 15, 20, 30, 50 лет? Надо уточнять, что имеет в виду Росавиация. У нас самолеты не старые», — добавил заместитель гендиректора по авиационной безопасности «Газпромавиа» Виктор Розов.
Не теряют надежд на смягчение позиции властей и более крупные перевозчики. Так, в «Авианове» УрБК заявили, что флот компании состоит из воздушных судов типа Airbus A320, полное техническое сопровождение которых выполняет европейская компания.
В «Вим-Авиа» также уверяют, что способны обеспечить безопасность полетов.
«Никаких претензий со стороны соответствующих органов, осуществляющих надзор в упомянутой вами сфере, к нам нет», — сообщили УрБК в пресс-службе компании.
Между тем уже сейчас понятно, что части игроков рынок так или иначе лишится. Вопрос в том, какой его части.
Алена Тымонюк