09 сентября 201117:58
Уралвагонзавод: доить бюджет вошло в привычку
Руководство НПК «Уралвагонзавод» заявило о намерении построить в Нижнем Тагиле новое предприятие, увеличив мощность производства с 25 до 30 тысяч вагонов в год. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд. долларов США. Руководство предприятия не скрывает: еще не так давно с трудом вышедший из кризиса за счет гигантских сумм государственной поддержки завод вновь рассчитывает на помощь. Согласно задумке, бюджет должен профинансировать 80% нового проекта. Скептики уже отмечают: такая постановка вопроса может свидетельствовать о неумении компании вести бизнес в конкурентоспособной среде и о неуверенности в рентабельности проекта.
По словам замгендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрея Шленского, основным источником финансирования строительства нового предприятия будут средства федеральных целевых программ, причем сразу нескольких.
«Ведем сейчас с Минпромторгом консультации по этому вопросу. Кроме того, рассматриваем возможность привлечения кредитов под этот проект», — заявил «РБК daily» Андрей Шленский.
Характер отношений руководителя УВЗ Олега Сиенко с властями сложный. С одной стороны, всем прекрасно известно, что Минобороны постоянно критикует продукцию уральцев за дороговизну, а, к примеру, РЖД не устраивает качество вагонов. При этом председатель правительства Владимир Путин, напротив, относится к УВЗ подчеркнуто положительно, постоянно посещает завод, а однажды даже лично принял Олега Сиенко.
Впрочем, энтузиазм премьера разделяют не все.
«Особую тревогу вызывает у нас положение на двух наиболее крупных предприятиях — это Уралвагонзавод и Курганмашзавод. Первый сумел в 2010 году выйти из убытков, но главным образом за счет увеличения производства гражданской продукции (ж/д вагоны). В настоящий момент непонятна дальнейшая перспектива производства танков на предприятии. Минобороны в текущем году планирует лишь капитальный ремонт и модернизацию старых Т-72», — заявил полномочный представитель Президента РФ в УрФО Евгений Куйвашев в интервью газете «Коммерсантъ».
Но, как бы то ни было, масштаб замыслов УВЗ впечатляет. Руководство предприятия обсуждает со Второй грузовой компанией поставку 28 тыс. полувагонов и 12 тыс. цистерн до 2015 года на сумму более 126 млрд. рублей. Контракт планируется подписать уже в сентябре.
Несмотря на энтузиазм, некоторые эксперты полагают, что проект по строительству столь крупного вагоностроительного завода все же рискованный.
Как считает главный редактор аналитического бизнес-справочника «Российский транспорт» Алексей Екимовский, в перспективе спрос на новые вагоны упадет: после того как операторы сформируют достаточный парк для обслуживания своей грузовой базы, они в ближайшие год-два перестанут закупать новые вагоны, и это приведет к резкому снижению цен и усилению конкуренции между производителями.
Хватает скепсиса и у уральских специалистов.
«УВЗ опять просит финансовой поддержки от государства просто потому, что не умеет обращаться к рынку, где есть масса возможностей. Либо потому, что у них нет уверенности в собственном проекте, в том, что он рентабельный и прибыльный. В мире ведь много денег, и если проект конкурентоспособный, то всегда можно привлечь средства, инвесторов. Прежде чем обращаться к государству, нужно для начала обратиться к рынку. Но для этого нужно сделать конкурентоспособный продукт, а не просить денег у государства, которое из наших же с вами карманов их получает. Они не до конца честны», — полагает финансовый аналитик Константин Селянин.
Тем не менее Уралвагонзавод надеется начать строительство нового предприятия уже в 2012 году. О сроках завершения проекта пока неизвестно. По информации «РБК daily», основной конкурент УВЗ — Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), в строительство которого группа ИСТ за три года вложила 1,2 млрд. долларов, будет запущен до конца этого года.
По словам замгендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрея Шленского, основным источником финансирования строительства нового предприятия будут средства федеральных целевых программ, причем сразу нескольких.
«Ведем сейчас с Минпромторгом консультации по этому вопросу. Кроме того, рассматриваем возможность привлечения кредитов под этот проект», — заявил «РБК daily» Андрей Шленский.
Характер отношений руководителя УВЗ Олега Сиенко с властями сложный. С одной стороны, всем прекрасно известно, что Минобороны постоянно критикует продукцию уральцев за дороговизну, а, к примеру, РЖД не устраивает качество вагонов. При этом председатель правительства Владимир Путин, напротив, относится к УВЗ подчеркнуто положительно, постоянно посещает завод, а однажды даже лично принял Олега Сиенко.
Впрочем, энтузиазм премьера разделяют не все.
«Особую тревогу вызывает у нас положение на двух наиболее крупных предприятиях — это Уралвагонзавод и Курганмашзавод. Первый сумел в 2010 году выйти из убытков, но главным образом за счет увеличения производства гражданской продукции (ж/д вагоны). В настоящий момент непонятна дальнейшая перспектива производства танков на предприятии. Минобороны в текущем году планирует лишь капитальный ремонт и модернизацию старых Т-72», — заявил полномочный представитель Президента РФ в УрФО Евгений Куйвашев в интервью газете «Коммерсантъ».
Но, как бы то ни было, масштаб замыслов УВЗ впечатляет. Руководство предприятия обсуждает со Второй грузовой компанией поставку 28 тыс. полувагонов и 12 тыс. цистерн до 2015 года на сумму более 126 млрд. рублей. Контракт планируется подписать уже в сентябре.
Несмотря на энтузиазм, некоторые эксперты полагают, что проект по строительству столь крупного вагоностроительного завода все же рискованный.
Как считает главный редактор аналитического бизнес-справочника «Российский транспорт» Алексей Екимовский, в перспективе спрос на новые вагоны упадет: после того как операторы сформируют достаточный парк для обслуживания своей грузовой базы, они в ближайшие год-два перестанут закупать новые вагоны, и это приведет к резкому снижению цен и усилению конкуренции между производителями.
Хватает скепсиса и у уральских специалистов.
«УВЗ опять просит финансовой поддержки от государства просто потому, что не умеет обращаться к рынку, где есть масса возможностей. Либо потому, что у них нет уверенности в собственном проекте, в том, что он рентабельный и прибыльный. В мире ведь много денег, и если проект конкурентоспособный, то всегда можно привлечь средства, инвесторов. Прежде чем обращаться к государству, нужно для начала обратиться к рынку. Но для этого нужно сделать конкурентоспособный продукт, а не просить денег у государства, которое из наших же с вами карманов их получает. Они не до конца честны», — полагает финансовый аналитик Константин Селянин.
Тем не менее Уралвагонзавод надеется начать строительство нового предприятия уже в 2012 году. О сроках завершения проекта пока неизвестно. По информации «РБК daily», основной конкурент УВЗ — Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), в строительство которого группа ИСТ за три года вложила 1,2 млрд. долларов, будет запущен до конца этого года.
