«Уральский рабочий»: Ух, как мы вас застрахуем!
Возросшие неделю назад тарифы ОСАГО вновь хотят увеличить
С 28 июля в России начали действовать новые повышающие коэффициенты по обязательному страхованию гражданской ответственности автомобилистов. Но это не предел, решили в правительстве, и готовят новые поправки в законодательство. Похоже, для большинства россиян машина вновь становится роскошью, а не средством передвижения.
Раскошельтесь, господа…
У меня — да и не только — складывается впечатление, что наши власть предержащие борются с растущей транспортной нагрузкой внутри страны посредством введения скрытых препятствий для автовладельцев. Выросло число нарушений, за которые лишают прав, подскочили без того высокие цены на бензин (и это в стране, являющейся крупнейшим мировым нефтедобытчиком!!!), теперь очередь дошла и до тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности водителей.
Базовая ставка полиса ОСАГО для легкового автомобиля устанавливается российским правительством, сегодня она едина на всей территории России — 1980 рублей. Для того, чтобы при расчете стоимости полиса учитывать стаж и возраст водителя, особенности автомобиля, аварийность региона, а также уровень цен на запчасти, для страховщиков были придуманы повышающие коэффициенты. И вот с конца июля они выросли.
Нынешние изменения коснулись 68 регионов: жители 62 из них в результате сейчас платят за полис больше, а шести — меньше. До вступления в силу постановления Правительства РФ самым «дорогим» субъектом Федерации была Москва — столичный повышающий коэффициент равнялся двум. Теперь до этого «уровня» поднялись Казань, Челябинск, Якутск, Тюмень, Сургут и Пермь — ранее коэффициент для этих территорий составлял 1,6. Кроме того, увеличились показатели для Кемерово (с 1,6 до 1,9), Нижнего Новгорода (с 1,6 до 1,8), Новосибирска (с 1,3 до 1,7), Ростова-на-Дону (с 1,3 до 1,8), Иркутска (с 1,3 до 1,7) и Петрозаводска (с 1 до 1,3). С самые низкие коэффициенты сохранились в некоторых городах и населенных пунктах Бурятии, Калмыкии, Тувы, Адыгеи, Курганской и Магаданской областей, а также во всех населенных пунктах Курской области и Дагестана — 0,7. Нормативы рассчитывались с учетом статистики выплат за аварии и общим количеством оформленных полисов.
Что же касается Среднего Урала, то, по словам главы представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в УрФО Олега Цыпулина, в Свердловской области самое большое повышение произошло в Екатеринбурге — коэффициент увеличился с 1,3 до 1,8. В Березовском, Новоуральске, Верхней Пышме и Первоуральске он повысился до 1,3, в Салде и Полевском — до 1,2, в Асбесте и Ревде — до 1,1. Для остальных городов коэффициент вырос с 0,7 до единицы.
Иного нет у них пути?
Пересмотреть коэффициенты правительство упросили лоббисты страховых компаний — причем это даже не скрывалось. Руководители СК постоянно жалуются на убыточность своего бизнеса. Так, по данным Российского союза автостраховщиков, с 2003 года инфляция в России составила 200%, а коэффициенты пересматривались только один раз — в 2009 году. При этом страховщики считают, что нерентабельность прежде всего негативно сказывается на владельцах машин, которые не могут получить деньги по ОСАГО от разорившихся компаний.
Однако почему-то никто из коммерсантов не стремится бросать столь «убыточный» бизнес. Да и как показывает статистика, страховщики очень сильно лукавят. По итогам 2010 года общий сбор страховой премии на рынке без учета обязательного медицинского страхования (ОМС) вырос на 8,2% — для «старушки»-Европы это, к примеру, очень приличный показатель. Там вообще бизнес «по-русски» с двое-троекратной прибылью — нонсенс.
Однако простого повышения страховщикам оказалось мало — изменения затронули и возрастной коэффициент. Отныне для водителей не старше 22 лет он составит при стаже вождения до трех лет 1,8 — и 1,6, если больше трех. Автолюбители старше данного возраста, но с правами, полученными менее чем три года назад, будут платить 170% базовой ставки вместо прежних 150.
Но это еще не все. Изменения затронули так называемый мощностной коэффициент. Теперь владельцы автомобилей, чьи движки имеют по техпаспорту от 51 до 70 лошадиных сил, будут платить вместо 0,9 — 1, а у кого от 71 до 100 «лошадок», норматив поднялся с «единички» до 1,1. Казалось бы, пустячок — всего то 10%. Однако моторы такого класса составляют подавляющее большинство в России. Это практически все отечественные легковые автомобили, а также «бюджетные» иномарки класса B и C. Так что «дань», которой обложили самую значительную часть российского автопарка, даже при небольшом увеличении принесет немалую прибыль.
«Сюрприз» к Рождеству
А между тем российские чиновники готовят автомобилистам очередной «подарок». Специалисты Министерства финансов уже разработали и направили на рассмотрение правительства РФ законопроект, по которому лимит выплат в качестве компенсации при авариях по полисам обязательного страхования увеличивается. Казалось бы, мера направлена на благо владельцев «стальных» коней». Правда, при этом сумма самой страховки увеличится примерно в полтора раза.
Суть предложения в следующем. Сейчас сумма для восполнения материального ущерба по ОСАГО составляет максимум 120 тысяч рублей, ее же предлагается увеличить до 300-400 тысяч. «Минфин рассматривает разные варианты, в том числе и увеличение лимитов по «железу», — заявил первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. По его словам, также рассматривается размер выплат в части причинения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тысяч рублей до 500.
При реализации первоначального плана по увеличению лимитов до 200 тысяч рублей для имущества и до 500 тысяч для пострадавших потребуется, по предварительным расчетам, повышение базового тарифа ОСАГО на 30-40%. Следовательно, при росте лимита до 400 тысяч за «жестянку» потребуется еще большее увеличение.
В самом Минфине ничего конкретного не сообщают. «Мы понимаем, что рост лимита повлечет дополнительное увеличение базового тарифа, — заявила заместитель директора департамента финансовой политики министерства Вера Балакирева. — Пока эти предложения еще только обсуждаются, однако оформить их в качестве поправок к закону планируется до конца текущего года».
Как-то все не по-людски
Страховой случай у автора этих строк был всего один раз — на берегу озера Песчаное в его стоящий автомобиль въехала «Волга». Ущерб, как посчитали специалисты дилера завода-производителя авто, оказался 7 тысяч рублей. При этом сотрудник страховой компании оценил вмятину в «пятерку». Несоответствие сумм их тоже не смутило: «идите в суд и там доказывайте!» Начав разбираться, я понял, что это не единичный факт, а целая система — недоплачивать, причем именно так, с небольшой разницей, чтобы из-за ничтожности суммы большинство людей не обращались с исками. Пару тысяч с одного, три с другого — глядишь, и неплохая сумма нарисуется. Парадокс, но на законодательном уровне по ОСАГО — наиболее массовом обязательном виде страхования — не проработан единый метод расчета ущерба!
Можно согласиться с тем, что в действительности российские страховые лимиты достаточно малы в сравнении с мировыми стандартами. Однако почему то чиновники в России любят сравнивать нашу действительность с остальными странами только тогда, когда речь заходит о суммах, взимаемых с граждан. Мол, и бензин в Европе дороже, и страховка. Зато зуд сравнения исчезает, когда заходит речь о несопоставимости, к примеру, доходов населения, качества и протяженности дорожной сети.
Остается только порадоваться, что Екатеринбург не стал лидером по повышению тарифов по ОСАГО. В соседней Перми, к примеру, стоимость полисов приравнена к московской, хотя пермяки вряд ли могут похвастаться соизмеримостью своих доходов с жителями столицы.