На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель Правления ОАО «СКБ-банк» Владимир Пухов — Владимир Игнатьевич, в мае в ОАО «СКБ-банк» состоялось собрание акционеров. Как они оценили работу банка в прошлом году, какие цели и задачи поставили на будущее? — Деятельности банка за 2010 год акционеры дали позитивную оценку. Для этого есть основания: в прошлом году нам удалось перевыполнить поставленные перед нами задачи по росту основных объемных и финансовых показателей. К 2011 году мы должны были нарастить объемы бизнеса до 75 миллиардов рублей, а к 1 января вышли на показатель в 83 миллиарда. С этим объемом мы вошли в ТОП-50 крупнейших банков России, заняв, по разным оценкам, 46–47-е место в стране. Наша филиальная сеть расширилась и к концу 2010 года составила более 150 точек в 100 городах страны. Неохваченным остался лишь Дальневосточный федеральный округ. Туда мы намерены зайти в течение 2011 года.
Объем нашего портфеля кредитов физическим лицам в целом превысил 25 млрд. рублей. Ежемесячный прирост достигал 3 миллиардов рублей — достижение, к которому мы долго и уверенно шли. По этому параметру мы вышли на лидирующие позиции в России, обогнав крупнейшие федеральные банки.
Кредитование малого и среднего бизнеса — один из наших стратегических приоритетов, мы возобновили его в полном объеме еще весной 2009 года. Благодаря этому к концу 2010 года объем кредитного портфеля МСБ превысил 5 миллиардов рублей. Ежемесячный прирост — 800–850 миллионов рублей, и в ближайшее время мы планируем увеличить эту цифру до 1 миллиарда рублей в месяц.
После кризиса акционеры также поставили перед нами задачу сформировать «кризисный фонд» под активы с высокими рисками. Этот фонд был создан в полном объеме и теперь служит своеобразной «подушкой безопасности», увеличивая надежность СКБ-банка.
— Какие задачи поставлены перед вами на этот год? Как они выполняются? — Сейчас наша цель — увеличить объемы бизнеса до 107 миллиардов рублей. Это достаточно амбициозная, но в то же время выполнимая задача. Сегодня мы находимся на уровне 86 миллиардов и видим перспективы для дальнейшего роста. Дополнительным стимулом к нему станет очередное вливание в капитал банка со стороны акционеров, которое состоится летом этого года.
Уже сегодня идет оформление субординированного кредита в наш капитал со стороны группы «Синара» на сумму 1 млрд. 400 тыс. рублей, процедура должна завершиться к июлю. Также к концу года у нас предусмотрена плановая эмиссия акций. Эти два этапа капитализации банка и позволят нам выполнить задачу по увеличению объемов бизнеса до 107 млрд. рублей.
— Как идет развитие вашей географической экспансии? Можно ли говорить о том, что СКБ-банк стал федеральной кредитной организацией? — На сегодняшний день у нас работает более 160 точек по всей стране. По правде сказать, я даже не смогу перечислить все города нашего присутствия, так их много. У меня в школе была тройка по географии, можно сказать, сейчас наверстываю знания. В этом году СКБ-банк должен открыть еще 50 офисов по стране, расширив филиальную сеть до двухсот точек. Этот план был рассмотрен на Совете директоров банка и получил одобрение акционеров. На каждом собрании Правления банка мы рассматриваем варианты помещений для открытия подразделений СКБ-банка и в среднем раз в неделю открываем новый офис.
Сейчас мы с уверенностью можем называть себя федеральным банком. В этом году был взят последний чисто формальный барьер: мы начали работу в последнем не освоенном нами федеральном округе — Дальневосточном. Сейчас мы открываем офис в Хабаровске, на очереди — Владивосток, Якутск и Петропавловск-Камчатский. Таким образом, мы полностью замкнем нашу географию от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Черкесска.
— Как меняется доля Свердловской области в объеме бизнеса банка в связи с такой динамичной экспансией в другие регионы? — В зависимости от направления бизнеса доля меняется по-разному. Так, в части размещения средств доля филиальной сети, конечно же, больше. А вот в части привлечения пассивов Свердловская область по-прежнему занимает лидирующие позиции. И это неудивительно. Клиент готов брать кредит в незнакомом банке, если условия кажутся ему привлекательными. Но для того, чтобы хранить в нем свои деньги, банк должен стать для него своим, родным. На это требуется время, причем не месяцы, а годы. Мы всегда учитываем, что в первый год работы подразделения приток вкладчиков будет минимальным. Потому ориентируем наши новые офисы на кредитование, а не на привлечение пассивов. Спустя год после открытия офиса уже можно ожидать существенных объемов вкладов.
Свердловская область — это наш особый, домашний регион, к которому мы относимся с особой теплотой. И мы по-прежнему занимаемся здесь развитием своей филиальной сети. Сегодня мы стремимся к 100%-ному покрытию своими услугами всех городов области. Кстати, среди всех наших подразделений в масштабах всей филиальной сети наиболее впечатляющих достижений в бизнесе добился наш офис в Каменске-Уральском, это очень приятно.
— Насколько вклады населения сейчас являются интересными пассивами для банковского сектора? — Российский рынок пассивов развивается волнообразно и напрямую зависит от состояния ликвидности в экономике. И она, конечно, влияет на политику банков в области привлечения средств.
Когда случился кризис 2008 года, в стране начались проблемы с ликвидностью. Источники свободных средств — зарубежные и внутренние рынки капитала — иссякли. Для того чтобы нарастить пассивную базу, банки начали привлекать вклады населения и для этого увеличили процентные ставки.
В 2009 и 2010 годах рост объемов привлечения средств составлял около 30% в год и измерялся триллионами рублей. В определенный момент наступило насыщение рынка. Банки насытились ликвидностью, в результате чего ставки стали снижаться.
На сегодняшний день избыточная ликвидность до сих пор не исчерпана, чем и объясняются относительно невысокие ставки по депозитам.
— Интересны ли для банков другие инструменты привлечения пассивов? — Инструментов привлечения пассивов, альтернативных депозитам, сейчас не так много. Зарубежный финансовый рынок до сих пор не инвестирует в нашу страну. Приходится рассчитывать только на внутренние ресурсы, прежде всего — на выпуск облигационных займов. В частности, мы разместили в этом году второй облигационный заем на 3 млрд. рублей под 8,25% годовых. На момент размещения это было на 0,25% выше ставки рефинансирования, но потом Центробанк поднял ее и сделал наш заем еще более выгодным. Это счастливый случай, и думаю, что в ближайшее время таких ставок на рынке не будет.
Надо отметить, что на момент выпуска облигаций спрос на наши бумаги в два раза превышал предложение. Поэтому мы очень довольны этим размещением.
— Какие новые продукты банк предложит своим клиентам этим летом? — Недавно мы вывели на рынок новый продукт для юридических лиц: новый тарифный план расчетно-кассового обслуживания «Зеленый коридор», по которому все переводы внутри банка обойдутся в 1 рубль. Это позволит нашим клиентам и их контрагентам существенно снизить свои затраты — сэкономить на платежках. Учитывая нашу широкую географию и большое число офисов, такое предложение будет очень выгодно для фирм, чьи партнеры и контрагенты уже обслуживаются в СКБ-банке.
— Каковы итоги развития «Банка-на-Диване», вашего интернет-банка для физических лиц? — Мы отмечаем очень хорошую статистику продаж этого продукта. Число пользователей «Банка-на-Диване» по всей стране достигло 125 тысяч, ежедневно к нам подключается до 400 человек.
Успех этого продукта мы видим, прежде всего, в том, что он максимально прост, интуитивно понятен и удобен для использования. Зачастую интернет-банки для физических лиц создаются технологически сложными, в них масса функций, которыми люди просто не пользуются. Мы решили, что у нас принципиально иная цель: мы должны дать клиенту ровно то, что ему нужно, и не засорять интерфейс маловостребованными функциями. Так, один российский банк предоставил своим клиентам услугу: торговать акциями на Лондонской бирже через свой интернет-банк. Мы этого делать не будем. И не потому, что не можем, а потому, что перенасыщенный интерфейс вызывает у большинства пользователей скорее отторжение. Своей целевой аудитории мы даем простейший инструментарий, простейшие функции, которые покрывают основные потребности клиента. Судя по отклику наших пользователей, мы сделали правильный выбор.
— В этом году СКБ-банк запустил новую рекламную кампанию. Какой отклик она дала? — Я всегда говорю, что главный показатель эффективности рекламы — это не результаты маркетинговых исследований, а баланс компании. Объемы нашего бизнеса растут, а это значит, что клиенты хорошо реагируют на нашу рекламу и идут к нам. Кроме того, я много общаюсь с людьми и вижу, что наша идея использовать забавные образы ребятишек и одностишия Владимира Вишневского людям по душе и вызывает только положительные эмоции. Пока мы представили новую рекламу только нескольких продуктов. Это только начало. Вот увидите: вас ждет масса приятных сюрпризов!