Статьи

Банковский вызов из будущего

30 январь 2020 (17:35)

Банковский вызов из будущегоСегодня, 30 января, в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция, на которой уральские банкиры и представители Центробанка РФ подвели итоги 2019 финансового года и спрогнозировали главные тренды нового 2020 года.

Главные итоги 2019 года

По мнению уральских представителей банковского сектора, прошлый 2019 год стал «знаковым для российской экономики», что в первую очередь связано с достижением «рекордно низкой инфляции».

«Сегодня мы наблюдаем существенный структурный профицит, который уже переходит в локальный профицит у банков. Процентная ставка снизилась, а кредиты предприятия так и не берут. Хотя 2019 год кроме рекордно низкой инфляции дал заметный рост ВВП и в целом производительности труда, надеюсь, что это продолжится и в 2020 году», — отметил заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

Кроме того, именно в 2019 году в банковской сфере произошла самая настоящая цифровая революция, которая уже привела к существенным изменениям всех технологических процессов в отечественных банках, что особенно актуально в условиях снижения маржи у кредитно-финансовых организаций.

«За последние несколько лет мир сильно поменялся: во главу угла встают скорость и простота. Сегодня клиенту нужно, чтобы все было просто, легко и быстро, и банковский рынок вынужден каждый день отвечать на этот вызов и разрабатывать новые современные технологии», — подчеркнула директор по развитию «ДелоБанка», член правления СКБ-банка Ирина Кузьмина.

«Минувший 2019 год был особенно запоминающимся: те технологии, которые банки разрабатывали уже несколько лет, наконец-то стали действительно востребованы и оценены по достоинству», — пояснил директор дивизиона Екатеринбург Уральского банка реконструкции и развития Олег Попков.

При этом, как заявил в ходе пресс-конференции представитель Уральского главного управления Банка России Сергей Горбунов, в целом 2019 год оказался достаточно успешным для многих уральских кредитно-финансовых организаций, включая филиалы и подразделения крупнейших федеральных банков.

«Мы считаем 2019 год достаточно успешным, финансовый сектор активно развивался, о чем говорят и основные показатели по банковскому сектору. Так, общий объем потребительских кредитов по Свердловской области вырос на 17,7% — до 313 млрд руб., ипотечный портфель увеличился на 14,3% — до 209 млрд руб., а средняя ставка по ипотеке к концу года снизилась до 9% (против 9,6% в мае 2019 года). При этом уровень просрочки по кредитам физлицам в уральских банках снизился с 7,9% до 6,3%, а по ипотеке — с 1% до 0,9%. Кроме того, в прошлом году произошел переход к проектному финансированию долевого строительства жилья, к концу 2019 года было заключено 32 таких договора с застройщиками на общую сумму около 20 млрд руб.», — сообщил руководитель направления отдела экономического анализа и регионального развития Уральского главного управления Банка России Сергей Горбунов.

Все этом привело к развитию в кредитных организациях многочисленных онлайн-сервисов, а также к активной разработке новых IT-проектов и общему переходу российских банков на цифровизацию всех бизнес-процессов.

Быстрые платежи

Одним из технических прорывов на финансовом рынке стала Система быстрых платежей (СБП), которая изначально была запущена в нескольких банках в тестовом режиме, а затем получила широкое применение по всей стране. По оценкам экспертов, к настоящему времени в России было проведено рекордное количество быстрых платежей, общий объем которых уже достиг 70 млрд руб. По уральскому региону, как уточнил представитель ЦБ Сергей Горбунов, их количество составило уже 19 тыс. платежей при средней сумме одного быстрого платежа 3,5 тыс. руб.

«В нашем банке провести платежи через СБП попробовали уже 25% клиентов, которые сейчас активно пользуются этим сервисом», — сообщила директор по развитию «ДелоБанка», член правления СКБ-банка Ирина Кузьмина.

По мнению уральских банкиров, в ближайшее время Система быстрых платежей должна пройти несколько этапов развития, в том числе перевод средств от юридического лица физлицу, а также главный прорыв — денежные переводы между юридическими лицами без использования расчетного счета.

«Мы ожидаем, что первые тесты этого важного этапа в развитии СБП пройдут в банках уже в конце 2020 года», — спрогнозировала Ирина Кузьмина.

Если говорить о введении банками специальных комиссий за быстрые переводы, то здесь представители уральского банковского сообщества уверены, что, скорее всего, этот вопрос будет решен в пользу клиентов путем саморегуляции участников финансового рынка.

«Думаю, что здесь, скорее, должна сработать конкуренция. Все понимают, что, по сути, это конкуренция со Сбербанком за клиента. Любой банк об этом знает и понимает, что если он не предоставит бесплатный сервис своему клиенту, то сработает закон саморегуляции рынка и клиент уйдет к другому банку», — убежден заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

При этом некоторые кредитно-финансовые организации еще только находятся на этапе подключения и перехода к СБП, поэтому на момент запуска новой системы денежных переводов планируют сделать ее бесплатной.

В качестве главного тренда на ближайший год, по словам экспертов, можно выделить платежи по QR-коду, которые с каждым днем набирают свою популярность.

«Пытаясь повысить свою маржу, банкам приходится снижать свои расходы, в том числе через платежные операции по QR-кодам. Главным сдерживающим фактором здесь были законодательные положения — не была реализована обратная цепочка по возврату денежных средств, которая сегодня существует по банковским картам. Ожидаем, что к концу февраля (в первом квартале 2020 года) этот вопрос будет решен. Как только будет введена данная процедура, произойдет активное развитие этих платежей», — пояснила директор по развитию «ДелоБанка», член правления СКБ-банка Ирина Кузьмина.

Разворот в сторону предприятий

Как отметил на сегодняшней пресс-конференции представитель Уральского банковского сообщества Евгений Болотин, цифровая адаптация российской экономики проходит успешно, это видно на примере банков, которые прекрасно освоились в новых условиях и, по сути, перешли на активное обслуживание розничного клиента. При этом сектор корпоративного бизнеса в настоящее время остался «за бортом» этих нововведений, несмотря на то, что тоже нуждается в кредитовании и «экологичном подходе».

«Думаю, что банкам придется пересмотреть свои стратегии ближайшего развития. Мы забыли про предприятия. Когда встречаешься с представителями предприятий, они все спрашивают о том, почему банки не занимаются повышением экологичного обслуживания. Одним из примеров этого является проектное финансирование — в первую очередь в строительстве, на которое уже обратили свое внимание крупные федеральные участники рынка. Вынуждены будут подтянуться и региональные банки, изменив свои подходы в работе», — убежден Евгений Болотин.

При этом к такому нововведению, как самозанятые, уральские банкиры относятся осторожно, поскольку в действующее законодательство не были внесены соответствующие поправки.

«Сегодня в Гражданском кодексе нет такого понятия, как самозанятые. По сути, при работе с самозанятыми клиентами мы ломаем главное правило Центробанка РФ — на счет физического лица не должны поступать доходы от предпринимательской деятельности», — предупреждает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

Хотя сами банки готовы предлагать такие финансовые продукты этой категории клиентов, однако есть ограничивающие положения ЦБ.

Банковские технологии будущего

Среди главных трендов ближайших лет уральские банкиры называют активное развитие банковских онлайн-сервисов и запуск новых IT-проектов, включая дистанционное обслуживание клиентов с помощью применения биометрии, а также запуск «умных» касс и активное внедрение в бизнес-процессы «умных» систем с использованием искусственного интеллекта по типу чат-ботов нового поколения. Кроме того, банки будут активно развивать свой инфраструктурный бизнес, все чаще предоставляя своим клиентам нефинансовые сервисы.

«Часто клиенту необходимо получить компетентный ответ, причем здесь и сейчас. При этом ему достаточно делегировать нам часть своих запросов. Мы хотим стать «первым» банком для своих клиентов, чтобы клиент смог зарабатывать на нас дополнительно, и обеспечить незримое присутствие в жизни нашего клиента», — подчеркнул директор дивизиона Екатеринбург Уральского банка реконструкции и развития Олег Попков, добавив, что именно это и будет главной стратегией до 2022 года.

При этом уже в ближайшее время произойдет заметная трансформация банковских офисов, из которых будет уходить кассовое оборудование с переходом на безбумажные технологии и дистанционные каналы обслуживания клиентов. Как пояснили участники пресс-конференции, постепенно произойдет расширение традиционных банковских рамок и превращение банков в экосистему как универсальную финансовую платформу с одной точкой входа по принципу «одного окна».

Как отметил руководитель направления отдела экономического анализа и регионального развития Уральского главного управления Банка России Сергей Горбунов, банкам еще только предстоит осознать, что «низкая инфляция — это всерьез и надолго». При этом главным трендом ближайших лет, по его мнению, безусловно, станет повышение доступности финансовых продуктов, прежде всего, в банковской сфере.

Другие материалы по теме: