Статьи

Доступ станет дороже

17 декабрь 2018 (14:15)

Доступ станет дороже Интернет-провайдеры Екатеринбурга планируют повышение цен в 2019 году. Оно будет связано с удорожанием себестоимости услуги, вызванным девальвацией рубля, повышением НДС и постепенной реализацией «пакета Яровой». Тем не менее стоимость доступа в интернет для российских пользователей сейчас является достаточно низкой не только в сравнении с экономически развитыми государствами Европы и Америки, но и странами-соседями, бывшими частью СССР. При этом неизбежный рост цен провайдеры надеются сгладить за счет индивидуального подхода и маркетинговых акций.

«С 1 января 2019 года изменится стоимость услуг «Дом.ru», что связано с инфляцией, повышением НДС с 18 до 20%, ослаблением курса рубля, ростом затрат на оборудование и закупку контента, увеличением инвестиционных расходов на модернизацию сетей. Чтобы продолжать оказывать качественные услуги и улучшать клиентский сервис, операторы пересматривают стоимость услуг. Клиенты «Дом.ru» могут снизить расходы на связь, воспользовавшись одним из специальных предложений», — рассказали УрБК в пресс-службе «Дом.ru» (АО «ЭР-Телеком Холдинг»).

Рост НДС до 20% с 1 января 2019 года потенциально может оказать мультипликативный эффект практически на все сферы российской экономики, в том числе и на связь. Учитывая, что крупные интернет-провайдеры связаны с арендой помещений, логистикой, транспортом и другими видами бизнеса, повышение налога, вероятнее всего, отразится на затратах компаний.
«Повышение НДС до 20% автоматически приведет к росту себестоимости оказания услуг (сумма НДС к уплате вырастет на 11% по факту)», — отмечают в департаменте внешних коммуникаций МРФ Урал ПАО «Ростелеком».

По мнению экспертов, на цене сказывается рост курса доллара США, так как российские провайдеры работают на иностранном оборудовании. Несмотря на то, что существуют и отечественные производители телеком-оборудования, часть деталей для этой техники покупается также за рубежом. Кроме того, провайдеры приобретают за валюту контент, предоставление которого является конкурентным преимуществом. А цена качественного и актуального контента растет с уменьшением курса рубля.

«Рост стоимости основных валют ведет к удорожанию контента, инвестиционных программ операторов и абонентского оборудования», — рассказывают в «Ростелекоме».

Вступивший в силу летом 2018 «пакет Яровой» обещал всем интернет-провайдерам массу проблем из-за необходимости установки нового дорогостоящего оборудования. Соответственно, пользователям это сулило серьезным повышением тарифов на услуги связи.

Напомним, что согласно пакету антитеррористических поправок в законодательство (так называемый «пакет Яровой»), провайдеры обязаны сохранять весь интернет-трафик, проходящий через их сети связи (то есть все сообщения, фото и видео, которые отправляют и просматривают пользователи) на специальном оборудовании в течение полугода. Сохраненная информация должна предоставляться правоохранительным органам в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Летом 2018 года закон вступил в силу, но реального давления на провайдеров пока не оказал, так как технические требования к оборудованию, которое необходимо установить, не сформулированы профильным министерством. По большому счету ситуация осталась такой же, какой была до вступления его в силу. Как следствие, операторы связи пока не тратят деньги на покупку и установку оборудования, но закладывают эти расходы в свои финансовые планы.

На данный момент проект приказа Минсвязи № 573 представлен Минюсту на государственную регистрацию. Срок ответа Минюста — середина декабря 2018 года, так что в ближайшее время ситуация с требованиями к оборудованию и ПО для реализации 374 ФЗ может проясниться, и провайдеры могут закладывать этот фактор в стоимость услуги. Отметим, однако, что два предыдущих проекта министерства связи отклонялись Минюстом.

«Ценообразование любого провайдера связано с себестоимостью услуги, существенное влияние на которую оказывает законодательное регулирование. Приоритетная задача ТТК — оказание качественных услуг абонентам, поэтому формирование тарифов будет осуществляться в соответствии с конъюнктурой рынка», — заявили представители компании ТТК.

Принимая во внимание значительную конкуренцию на рынке интернет-услуг, провайдеры не могут себе позволить повышать стоимость доступа тогда, когда сочтут нужным. С другой стороны, абонентская база операторов близка к насыщению, так что единственный путь увеличения дохода для них — повышение финансовой отдачи от каждого пользователя.

«Рынок телеком-услуг на территории Свердловской области традиционно высококонкурентный, у операторов нет возможности завышать тарифы, иначе абоненты просто выберут конкурентов. Но любой коммерческий оператор не может работать в убыток. В последнее время произошел и ожидается целый ряд событий, которые оказывают негативное влияние на финансовое положение всех телеком-операторов. Из-за этого все телеком-операторы (и не только они) вынуждены корректировать цены», — рассказали в «Ростелекоме».

По данным исследования «РИА Новости» 2017 года, в России за услугу широкополосного доступа средний пользователь платил в пять раз меньше чем, например, в Китае: 350 руб. против 1 850 руб. соответственно. А в США интернет в пересчете на рубли еще дороже — 2 700 руб. В данном случае собирались данные о тарифах на скорости 10 Мбит/с. При этом даже в Белоруссии и Казахстане средняя стоимость интернета с шириной канала 10 Мбит/с заметно выше российской. К примеру, у интернет-провайдера «Казахтелеком» в Астане интернет 8 Мбит/с стоит 4 600 тенге в месяц (824 руб.). А у белорусского «Белтелекома» за ту же полосу пропускания нужно платить 18 белорусских рублей в месяц (564 руб.).

Следовательно, в мире за интернет часто платят больше, чем в России, даже в странах, где покупательная способность населения сопоставима с российской (или немного ниже). То есть теоретически для провайдеров существует запас увеличения стоимости, при котором пользователи не откажутся от использования услуги.

Конечно, от прямого повышения тарифов операторы стараются воздержаться, особенно если речь идет о телеком-гигантах. Однако при этом никто не мешает оператору связи стимулировать абонентов переходить на более дорогие тарифы, с более высокой скоростью и большим количеством каналов.

Например, в «Ростелекоме» рост цен на 2019 год напрямую не подтвердили.

«В ближайшем будущем глобальные изменения в тарифной сетке компании не предусмотрены, однако в случае принятия такого решения мы заблаговременно оповестим об этом клиентов компании. «Ростелеком» всегда старается увеличить возможности своих пользователей при изменении тарифов — повысить доступную скорость передачи данных, увеличить количество телеканалов», — сообщили в компании.

Дополнительным фактором, оказывающим давление на распределение доходов операторов, является необходимость регулярных инвестиций в замену и обновление оборудования. Даже временно саботируя покупку устройств для исполнения «пакета Яровой», провайдеры не могут себе позволить отстать от рынка и не вкладываться в современные технологии.

Таким образом, операторов связи от резкого повышения цен пока останавливает высокая конкуренция и желание сделать его комфортным и не заметным для абонента с помощью различных маркетинговых ходов. При этом они понимают, что, по сравнению со странами с сопоставимым уровнем жизни, для россиян есть запас повышения цен на интернет. Учитывая комплекс факторов, сложившихся на начало 2019 года, провайдеры могут пойти на поэтапное изменение цены уже с января.

Другие материалы по теме: