Декабрь — традиционное время высокой загруженности полиграфической отрасли. Предновогодние заказы на календари, ежедневники, подарочную и сувенирную продукцию обычно обеспечивали стопроцентную загруженность оборудования, сотрудники типографии переходили на чуть ли не круглосуточный режим работы. Но в этом году многие уральские типографии работают на половину мощности даже в «высокий сезон». Простаивает оборудование, в первую очередь офсетная техника, рассчитанная на большие объемы печати. Предприятия, ожидавшие возможности заработать в «высокий сезон», с сожалением подсчитывают убытки, некоторые и вовсе готовятся к закрытию.
Представители издательского бизнеса отмечают, что на фоне развития экономического кризиса объемы заказов и, соответственно, выручка продолжают сокращаться, что приводит к разорению многих компаний. В то же время ряду игроков удается выжить за счет оптимизации своей работы и поиска инструментов, пригодных для текущих условий.
По словам президента Издательско-полиграфического холдинга АМБ Владимира Лобока, падение рынка полиграфии, которое началось после кризиса 2014 года, продолжается и сегодня. Затраты печатных изданий увеличились за счет роста валютного курса, при этом выручка неуклонно снижается.
«Бумага, краски, оборудование — иностранные, все выросло в цене. При этом сократилось и количество заказов, и их объемы. Роста спроса на сувенирную продукцию, как это обычно бывает перед Новым годом, тоже нет. Если в прошлом году еще было какое-то оживление, то в этом — тишина. Даже во время предвыборной кампании почти не было заказов. Единственный положительный тренд последнего времени — увеличился спрос на качественные каталоги продукции промышленных предприятий. Видимо, компании стали активнее участвовать в выставках, продвигать свои товары, и для презентаций заказывают каталоги, флешки, диски», — пояснил эксперт.
Аналогично оценивает состояние бизнеса и ряд других участников рынка. Так, в издательском доме «Автограф» отмечают усугубление прошлогодних негативных тенденций.
«Ситуация на данный момент даже хуже, чем в 2015 году. Объемы заказов существенно уменьшились. Даже перед Новым годом спрос очень низкий, в том числе на «сувенирку», — рассказали в компании.
При этом, по словам директора типографии «Гуд принт» Игоря Галыгина, сегодня происходит удорожание средней стоимости единицы сувенирной продукции при снижении ее количества.
«Подарки стали заказывать меньше, но лучше: за счет этого стоимость заказов осталась на прежнем уровне. Мы видим, что клиенты стали задумываться, как сделать, чтобы их подарок выделялся на общем фоне «сувенирки» других компаний», — пояснил эксперт.
Таким образом, в целом опыт последних двух лет, по мнению участников рынка, показывает, что издательский бизнес становится невостребованным. Участники рынка вынуждены до предела оптимизировать свою работу, однако и это не всегда помогает.
«До кризиса в АМБ издавались более 60 периодических изданий, треть из них к текущему моменту прекратила свое существование. Причем некоторые еще в прошлом году выпускались, а в этом — уже нет. Многие рекламодатели с офсетной перешли на более дешевую ролевую печать. Зачастую издания обманывают рекламодателей, указывают в выходных данных объем тиража в несколько раз больше фактического. Есть известные бренды, которые просто не оплачивают заказы», — рассказал он.
При этом президент холдинга АМБ отмечает увеличение числа спекуляций, фактов недобросовестной конкуренции, ставших возможными в условиях практически нерегулируемого рынка.
«Это тренд не только на рынке полиграфии. Если кто-то заявляется на выполнение заказа по цене затрат на бумагу, то о какой прибыли может идти речь? Проблема в том, что рынок полиграфии никак не регулируется, и конкурентная среда стала недобросовестной. Каждый «подсиживает» другого», — пояснил Владимир Лобок.
Между тем Игорь Галыгин полагает, что сегодняшнее состояние рынка можно назвать скорее трансформацией, чем падением. Так, офсетная печать в условиях значительного снижения тиражей теряет свои преимущества, и приоритеты участников бизнеса смещаются в сторону цифровой печати.
«Теперь вместо средних и крупных заказов — 1-3 тыс. каких-либо изделий — пришли запросы на 100-200 штук. Соответственно, те, кто «сидел» на этих заказах, изменили портфель и перешли на цифровую печать. Поэтому у цифровых типографий объемы выросли, а у офсетных происходит падение. У нас основное направление — цифровая печать, поэтому мы, наоборот, на подъеме», — рассказал эксперт.
Таким образом, участники рынка полиграфии отмечают, что издательский бизнес сегодня претерпевает существенную трансформацию. На фоне падения объемов заказов, продолжающегося уже второй год, наиболее востребованные ранее инструменты становятся нерентабельными, уступая место другим — не зависящим от величины тиража и дающим максимальную оперативность.