Статьи
13.10.2016

Екатеринбург «насытился» компьютерами

Екатеринбург «насытился» компьютерамиПосле прошлогоднего ценового скачка рынок компьютерной техники Екатеринбурга продемонстрировал 45-процентное падение и продолжает сокращаться в рублевом эквиваленте. Положительная динамика показателей прослеживается только по отношению к первому, «постшоковому» полугодию 2015 года, когда продаж практически не было. В условиях относительной стабилизации валютного курса отрицательная динамика связана, по мнению экспертов, со снижением покупательной способности граждан и появлением недорогих моделей компьютеров и ноутбуков, удовлетворяющих основным требованиям потребителей.

Падение объема рынка продолжается

Спрос на компьютерную технику по-прежнему ниже не только докризисного, но и уровня конца 2015 года. Так, в сети магазинов «Трилайн» УрБК сообщили, что падение продаж за наличный расчет уже в 2016 году составило около 40%, в корпоративном сегменте снижение показателя приблизилось к 20%.

«Поскольку цены на технику жестко привязаны к доллару и за год не слишком изменились, основной причиной отрицательной динамики является снижение платежеспособности граждан. Растут затраты на продукты питания, коммунальные услуги и другие нужды, и люди вынуждены экономить, в том числе при покупке компьютера», — пояснил представитель компании.

Сокращение объема рынка компьютерной техники в рублевом выражении подтверждает и статистика консалтинговой фирмы GfK. По данным проведенного исследования, во втором квартале 2016 года в России рынок вырос к аналогичному прошлогоднему периоду на 3,8%, однако по сравнению с III кварталом 2015 года прослеживается снижение показателей на 22%, а с IV, предновогодним, — на 38%.

Между тем в сети «Трилайн» отметили, что в корпоративном секторе падение продаж менее значительное, чем в розничном, поскольку организации не могут обойтись без регулярной замены и модернизации оборудования.

Впрочем, по словам менеджера по работе с дилерами компании «Компьютер 3000» Андрея Патракова, сегодня обновлять парк компьютерной техники предприятиям приходится гораздо реже, чем в прошлые годы.

«В корпоративном секторе новую технику как покупали, так и покупают — при открытии офисов, расширении штата сотрудников. А вот обновления парка практически не происходит. Раньше менять компьютеры приходилось каждые 3-4 года: выходили новые программы, форматы видео, рассчитанные на более высокие требования. А теперь техника, приобретенная 5 и более лет назад, устраивает пользователей по скорости и работоспособности. И компьютеры приносят на обновление лет через 8 — и то лишь для того, чтобы немного добавить памяти», — рассказал он.

Компьютер за тысячу долларов — удел «профи» и игроков

По оценке экспертов, в среднем екатеринбуржцы готовы потратить на новый компьютер около 30 тыс. руб., хотя универсальная машина с современной «начинкой» от основных производителей стоит, как и 5, и 10 лет назад, около 1 тыс. долл. США. Но такую технику приобретают теперь в основном профессионалы в сфере программирования, дизайна, обработки видео, а также игроки и киберспортсмены.

«Средняя цена составляет около 30 тыс. руб. Уже нет понятия «хороший компьютер» — покупают под конкретные задачи. Тем, кому нужен интернет и офисная работа, машина обходится дешевле. Если игровой — это ближе к 60 тыс. руб. вместе с монитором. Экономят в основном на процессоре, оперативной памяти, жестком диске. Монитор стараются покупать побольше, но все зависит от кошелька», — рассказали в сети «Трилайн».

«Обычно берут недорогие офисные машины за 15-20 тыс. руб. Современные бюджетные процессоры и прочие комплектующие стали настолько быстрыми, что для большинства нужд пользователей их хватает. Игровые компьютеры, как и в прошлые годы, стоят около 1 тыс. долл. США, то есть примерно 70 тыс. руб.», — отмечают в компании «Компьютер 3000».

Что касается мобильной компьютерной техники, в пресс-службе сети магазинов бытовой электроники «М. Видео» пояснили, что наибольшую долю занимает средняя ценовая категория ноутбуков (от 25 тыс. руб. до 35 тыс. руб.).

«При этом на рынке заметно выросла доля устройств, стоимость которых превышает 50 тыс. руб. Наиболее позитивную динамику показывают игровые ноутбуки: их функционал шире, чем у стандартных моделей, что является дополнительным стимулом к покупке. Они также стимулируют рынок игровой периферии и контента (игр)», — рассказали в «М. Видео».

В то же время тенденция к переходу на мобильные устройства, наблюдавшаяся последние лет пять, по словам представителя «Трилайна», теперь меньше выражена: пользователи ими «насытились» и берут только в том случае, если им действительно нужна мобильность. Тем более что стационарные компьютеры остаются дешевле аналогичных по производительности ноутбуков примерно на 15-20%.

Еще одним следствием экономии стал отказ покупателей от готовых машин в пользу сборки из комплектующих, список которых составляют самостоятельно по каталогам или с помощью специалистов магазинов цифровой техники.

«Люди экономят на всем и готовые компьютеры спрашивают редко: они дороже как минимум на треть. Поэтому мы работаем именно в формате собственной сборки», — пояснил Андрей Патраков.

Рынок Екатеринбурга остается высококонкурентным

Тем не менее, несмотря на снижение объемов продаж и среднего чека екатеринбуржцев при покупке компьютерной техники, ее продавцы держатся за свой бизнес.

«Конкуренция очень высокая. Рынок Екатеринбурга перенасыщен продавцами, и за последний год существенных изменений, связанных с уходом игроков или банкротством компаний, не наблюдается. Хотя есть большая проблема — неплатежи по договорам поставки, предусматривающим постоплату. Причем задержки или даже полное отсутствие оплаты допускают не только частные компании, но и государственные структуры», — рассказал представитель сети «Трилайн».

По его словам, в связи с этим участились случаи, когда компании выводят свою долю в другой востребованный сегодня бизнес, например, в обучение, или перераспределяют внимание в пользу развития корпоративного сектора.

Таким образом, по мнению экспертов, продажи компьютерной техники сегодня позволяют удерживаться в границах рентабельности, хоть и дают существенно меньшую прибыль, чем в докризисные годы. Поэтому компании оптимизируют штат, осваивают новые сферы деятельности и переходят с реализации готовой техники на услуги сборки, но стремятся продержаться на рынке до тех пор, когда платежеспособность граждан восстановится.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.10.2016 В Екатеринбурге продажи компьютерной техники за наличный расчет сократились на 40%

УрБК, Екатеринбург, 13.10.2016. В Екатеринбурге сокращение продаж компьютерной техники за наличный расчет за истекший ...

10.02.2014 Поколение NEXT: падение продаж цифровых фотоаппаратов и ПК составит 20-25%

Рынок персональных компьютеров и цифровых фотоаппаратов показал резкое падение продаж в 2013 году в Свердловской ...

20.06.2011 «Деловой квартал», Михаил Старков и Лариса Веприцкая: «Парад» отказался от розницы

Компания «Парад», одна из старейших розничных сетей Екатеринбурга, закрывает магазины и уходит в корпоративный сегмент. ...

25.03.2010 Объемы продаж «М.Видео» на Урале в кризис снизились больше, чем в среднем по России

«В 2009 году рынок бытовой техники достаточно сильно упал. Как отмечают аналитики, до 40%. Сеть магазинов «М.Видео» ...

25.03.2010 В 2009 году объемы продаж сети магазинов «М.Видео» на Урале снизились больше, чем в среднем по России

УрБК, Екатеринбург, 25.03.2010. «В 2009 году рынок бытовой техники достаточно сильно упал. Как отмечают аналитики, до ...