Выбор дорогого алкоголя в магазинах Екатеринбурга достаточно презентабелен, а в городе сформировалась аудитория состоятельных людей, ценящих, например, хорошее вино или коньяк. Однако напитки сверхвысокой стоимости уже не пользуются такой популярностью, как раньше. Отчасти это связано с развитием винной культуры, отчасти с тем, что тратить огромные деньги на старое вино к обеду стало просто неприлично.
Эксперт по алкоголю, президент Урало-Сибирской ассоциации сомелье Иван Лазарев отмечает, что сейчас выбор элитного алкоголя в Екатеринбурге вполне удовлетворяет спрос.
«Велик спрос или нет — судить сложно, потому что винная культура только формируется на Урале. Конечно, ассортимент премиального алкоголя в Москве или Санкт-Петербурге гораздо шире и выше по стоимости. Но среди других регионов Екатеринбург лидирует», — сказал аналитик.
Кроме того, эксперт отметил, что формирование культуры потребления дорогого алкоголя — сложный и многосторонний процесс, который необходимо пропагандировать, но не запретительными мерами.
«О премиальном сегменте потребителям все равно нужно доносить, хотя бы в торговых точках и на информационных стендах, обучать консультантов в магазинах, чтобы непосредственно через них формировать винную культуру у конечного покупателя. И конечно же, развивать такие направления, как школы сомелье и винные курсы», — сказал Иван Лазарев.
Дорогой алкоголь, пояснил эксперт, покупают люди с достатком, но не всегда имеющие винную культуру. Примечателен тот факт, что сведущие люди не склонны тратить большие деньги на алкоголь, потому что хорошие напитки относятся к среднему ценовому сегменту. Те же, кто покупает коньяк за 200 тысяч рублей, скорее приобретают статус и принадлежность к определенной группе, на что и рассчитывают производители.
Вино Chateau d’Yquem 1989, 34 650 рублей, магазин «Бурбон»В первую очередь отмечается сбалансированность этого вина и разнообразие аромата. Кроме того, со временем вкус напитка становится насыщеннее.
«Обладает идеальным балансом и демонстрирует выдающиеся ароматы ванильного дуба, тропических фруктов, ананаса, медового персика и жареного миндаля. Chateau d’Yquem обладает невероятным потенциалом выдержки. Правда, из-за его богатства, пышности и сладости большая часть произведенного вина выпивается до достижения десятилетнего возраста. Но истинный d’Yquem проявляет себя во всей красе лишь через 15–20 лет, а великие винтажи сохраняют свежесть и богатство на протяжении 50–75 и более лет. 1989 — выдающийся, один из лучших урожаев, которые только-только созрели, можно и пить, и хранить. Ни одно другое сладкое вино не считается таким престижным, как вина из этого маленького региона Бордо», — сообщили УрБК в магазине.
Как отмечено в сообщении, производители этого вина тщательно относятся к сбору урожая, собирая его в несколько приемов и отказываясь выпускать вина в неудачные годы.
Вино Chateau Hauto-Brion Premier Grand Cru Classe 2006, 63 970 рублей, Винотека СоловьеваКрасное сухое вино. Впрочем, как отметил сомелье, при покупке таких вин потребитель и так понимает, о чем идет речь.
«Одно из первых «великих вин», ставшее популярным в Великобритании. Такое вино очень дорого стоит на аукционах. Все уважающие себя винные коллекционеры просто обязаны иметь в своей коллекции Hauto-Brion. У нас представлен относительно молодой урожай, но у этого вина потенциал на десятки лет. Нередки случаи, когда цены на такое вино сороковых-пятидесятых годов переваливают за десятки тысяч евро», — сказал УрБК управляющий и совладелец Винотеки Соловьева Семен Соловьев.
Эксперт, впрочем, отметил, что после кризиса 2008 года люди стали более взвешенно подходить к покупке дорогого алкоголя и уже не так легко тратят деньги, как раньше.
«Уже стало дурным тоном сорить деньгами, заказав, например, на незначительной встрече в ресторане бутылку дорогого вина. Такие вина заказываются к определенным случаям. Да, обороты вин высокой цены уже не те, но ценители продолжают покупать. Раньше была мода купить вино молодого урожая, которое еще не раскрылось, и пить его. Но, по сути, оно таких денег не стоит, пока молодое. Это вино с потенциалом: ему нужно полежать в погребе, созреть», — отметил С. Соловьев.
Что интересно, многие покупатели, заказав вино и оплатив его, не спешат забирать покупку. Это связано с высокими требованиями вина к условиям хранения, а погреб винотеки, в котором поддерживается определенный микроклимат, позволяет их соблюдать. Поэтому покупателям выгоднее, чтобы вино продолжало лежать в погребе.
Виски Glenury Royal 36 Years Old Bottle № 1449 of 2100, 95 100 рублей, винотека Le TerroirЭто 36-летний золотистый виски, произведенный в шотландском Хайленде. Он выдержан в емкости из американского дуба, а его крепость составляет 51,2%. Виски изготовлен без холодной фильтрации.
«Цветочные полутона переходят в сладкие фруктовые нотки груш, свежего имбиря, красного яблока с намеками на душистую выпечку. Вкус же тонкий и соблазнительный. Сладкие ноты спелых фруктов, ванили, апельсиновой цедры, цветов и пряностей удивительно сбалансированы со слегка солеными и мягкими дубовыми оттенками», — сообщил УрБК сомелье винотеки Кирилл Коридоров.
Hennessy Ellipse, 294 300 рублей, магазин «Алкомагия»Самый дорогой напиток в магазине «Алкомагия» — это коньяк, композиция которого сложилась из более чем ста спиртов.
«Напиток демонстрирует безупречное сбалансированное соединение запахов ванили, специй, перца и растительных цветочных масел. Вкус коньяка обрушивает множество оттенков: специй, перца, дуба, цветочного букета, фруктов, рансьо», — сообщил УрБК консультант магазина.
Продается коньяк в хрустальном декантере, горлышко которого окольцовано серебром, а в толстом стекле по бокам выгравированы виноградные лозы.
«У декантера есть свой небольшой секрет: он двойной. Тонкая пленка стекла не дает коньяку соприкасаться с хрусталем», — добавил консультант.
Такой напиток, добавили в магазине, не дают дегустировать, и приобретают его тоже не для употребления, а в коллекцию либо в качестве инвестиции — со временем его цена растет.
Hennessy Timeless, 460 тысяч рублей, алкомаркет «Магнум»Самый дорогой алкогольный напиток принадлежит французской марке Hennessy. По словам эксперта, в Европе сейчас осталось всего две бутылки такого коньяка.
«Это вершина коньячной коллекции Hennessy. В России он практически нигде не представлен, и, по легенде, их вообще осталось не более десяти бутылок в мире. Этот коньяк выпускался ограниченным тиражом — порядка двух тысяч бутылок. Особенность его в том, что это один из самых редких купажей одиннадцати выдающихся спиртов. Самый старый из купажей — спирт 1900 года, в самом молодом идет спирт 1990 года», — сказал УрБК старший продавец-консультант алкомаркета «Магнум» Олег Коробейников.
Этот напиток стоит в магазине уже далеко не первый год, и покупателей на него так пока и не нашлось. По словам консультанта, им интересуются, но больше в качестве выставочного экспоната, потому что цена совсем не демократичная.
«Тем не менее, очень интересный и эксклюзивный напиток. Бутылку создавал известный художник и дизайнер по заказу дома Hennessy. Каждая бутылка пронумерована, поэтому подделать такой напиток практически невозможно. По аромату коньяк очень богатый и насыщенный. Спирты идут из разных местностей провинции Коньяк, и в аромате переплетаются оттенки цветов и фруктов. Одновременно за счет богатой выдержки здесь чувствуется запах кожи, дуба, даже пряностей. Вкус же мощный и элегантный. Это комплексный и сбалансированный напиток для ценителей коньяка. Если же подарить его какой-нибудь персоне, не разбирающейся в коньяке, то вряд ли она его поймет», — заключил консультант.
Как отмечают эксперты рынка дорогого алкоголя, в последние годы наблюдается две тенденции. Во-первых, некоторые люди много путешествуют, и если они ценят благородные напитки, то скорее привезут бутылку чего-либо с собой из поездки, что будет гораздо дешевле. Плюс больше вероятность того, что это окажется натуральный продукт.
Во-вторых, нередко премиальный алкоголь заказывают прямо со складов уральских дистрибуторов через знакомых и торговых представителей. Наценка в алкомаркетах и винотеках порой зашкаливает, переходя все разумные границы, считает эксперт Иван Лазарев.
Кроме того, алкоголь запредельной стоимости был очень популярен до кризиса: это были не музейные экспонаты, а напитки, на которых заведения зарабатывали. Сейчас этот тренд прошел, и если где-то и остались напитки по сверхвысокой цене, то это скорее уже выставочные образцы.
Андрей Пермяков