«РБК daily» и Анастасия Литвинова: Губернаторы не вынесли уроков из кризиса и попали в трансфертозависимость
Несмотря на рост доходов, регионы становятся более зависимыми от федеральных трансфертов. При этом губернаторы предпочитают наращивать социальные расходы в ущерб капитальным. В итоге количество «дефицитных» регионов продолжает увеличиваться. Если перед кризисом таковых насчитывалось 37, то в прошлом году их число выросло до 63.
Насущные проблемы минувшего кризиса для регионов постепенно отходят на задний план. Об этом свидетельствует рост их доходов: по сравнению с 2008 годом в 2010-м они прибавили 11%. Между тем структура поступлений настораживает: львиная доля приходится на трансферты из федерального центра (34%), второе и третье места занимают налог на прибыль (24%) и НДФЛ (20%). Причем за последние два года (с 2008-го по 2010-й) количество безвозмездных перечислений увеличилось на 27%.
«Регионы становятся более зависимыми от трансфертов из федерального центра», — сделал вчера вывод директор по международным региональным финансам Fitch Владимир Редькин на конференции «Кредитоспособность и инфраструктурное развитие городов и регионов России».
Тратят деньги губернаторы, по мнению экспертов, не слишком рационально. Доля социальных расходов регионов увеличивается, вытесняя капрасходы. К тому же, учитывая «предвыборность» 2011 года, можно прогнозировать, что соцрасходы будут расти и дальше, говорит г-н Редькин.
«Это не радует, особенно учитывая то ужасающее положение инфраструктуры, которое наблюдается сейчас», — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. Однако не надо забывать, что и капрасходы у нас зачастую малоэффективны — слишком велика доля коррупционной составляющей, добавляет он.
Согласно данным Fitch и Федерального казначейства, в прошлом году 33% средств регионы потратили на трансферты муниципалитетам, 19% ушло на соцобеспечение, 15% — на заработную плату, 13% — на капрасходы, 11% — на закупки и 9% — на трансферты организациям. Еще 0,9% было израсходовано на обслуживание долга.
Вместе с тем количество дефицитных регионов продолжает расти устрашающими темпами. В 2008-м таковых насчитывалось 37, годом позже — 57, а в 2010 году их число достигло 63. В аутсайдерах находятся Чукотский АО, Мордовия и Сахалинская область. В лидерах, сумевших нарастить бюджетный профицит, находятся Ямало-Ненецкий АО, Алтайский край и Иркутская область. Москва балансирует в легком профиците, Санкт-Петербург ушел в минус.
Начальник аналитического отдела Rye, Man & Gor Securities Алексей Минаев считает, что рост числа дефицитных регионов — следствие повышения расходов по стране. Кроме того, не каждый субъект обладает благоприятной внешней конъюнктурой (например, сырьевым экспортом).
Настораживает и тот факт, что в структуре долга регионов доминируют краткосрочные банковские и нерыночные бюджетные кредиты. «Банковские кредиты относительно дорогие и весьма ограничены по срокам. Это чревато потерей платежеспособности для регионов», — поясняет г-н Назаров.
По его мнению, в большинстве регионов не проводится серьезная работа со своим долгом, а региональный рынок облигаций удручающий. «Федерация должна ужесточить бюджетные ограничения — это будет подталкивать регионы к более ответственной бюджетной политике. Можно посоветовать два инструмента: от дотаций на сбалансированность перейти к временной финансовой администрации и делать ставку на резервные фонды», — говорит он.
Есть риск, что регионы не вынесли уроков из кризиса. «Они могут столкнуться с тем, что доходы уменьшатся, а структура расходов так и останется неоптимальной», — считает г-н Редькин. Финансы полезны лишь тогда, когда они позволяют развивать регион, добавляет он. «Регионы отчасти сами виноваты, отчасти являются заложниками федерального центра, который наряду с повышением эффективности требует социальной стабильности. Так как все всего боятся, никто ничего не делает», — отмечает г-н Назаров.