Екатеринбург и ряд городов Свердловской области не попали в перечень
городов — исторических поселений России. Общественность региона обратилась с письмом к Владимиру Путину с просьбой пересмотреть это решение и сохранить уральским городам статус исторического поселения. В противном случае спасти оставшиеся памятники архитектуры и истории станет практически невозможно.
Напомним, Правительство РФ утвердило Положение о порядке согласования градостроительной и проектной документации, а также градостроительных регламентов, разрабатываемых для исторических поселений. По сравнению со старым перечнем, утвержденным в 1990 году, количество исторических поселений было уменьшено в 13 раз — с более чем 500 до 40 в целом по России, с 10 до 1 по Свердловской области. Статус исторического поселения, по предварительной информации, в Свердловской области сохранит лишь Верхотурье.
Авторами подобных изменений выступили Министерство культуры и Министерство регионального развития РФ. Если город числится в данном перечне, то у Росохранкультуры усиливаются шансы сохранить его исторический облик. Если нет — тогда сносить старые здания станет гораздо проще. По мнению специалистов, исключение Екатеринбурга и других свердловских городов является ошибкой федеральных чиновников, которую необходимо исправить.
Видные деятели уральской культуры направили письмо Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. Под документом подписались 75 человек, в том числе — музыкант Владимир Шахрин, поэт Юрий Казарин, драматург Николай Коляда, художник Виталий Волович, депутат екатеринбургской Думы Леонид Волков и депутат Областной Думы Евгений Артюх.
По признанию общественного инспектора Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры Олега Букина, особые надежды авторы послания возлагают на подпись известного юриста Сергея Алексеева.
«Я думаю, что письмо, под которым поставлена подпись такого человека, как Сергей Алексеев, фактического автора Конституции, Владимир Путин прочтет лично», — выразил надежду общественный инспектор.
Екатеринбург и другие города Свердловской области не попали в список по вине местных властей, конкретно — министерства культуры, говорят специалисты. Как заявил писатель, редактор журнала «Вестник УРО РАН. Наука. Общество. Человек» Валентин Лукьянин, ведомство испугалось ответственности и поддалось влиянию интересов местных властей и бизнеса.
«Во-первых, министерство опасается ответственности за объекты культурного наследия. Во-вторых, если Екатеринбург останется в перечне исторических поселений, это будет противостоять интересам бизнеса», — заявил Валентин Лукьянин.
Последствия исключения уральской столицы из исторических поселений могут быть очень серьезными, считает член Союза архитекторов России, старший научный сотрудник Уральской архитектурной академии Людмила Токменинова.
«Все архитектурное сообщество России, а также наши коллеги за рубежом крайне обеспокоены сложившейся ситуацией. Екатеринбург рискует потерять свое историческое лицо. Мы и так потеряли множество настоящих памятников архитектуры, таких как главная городская больница в районе площади Коммунаров. От площади Малышева ничего не осталось, только стройка храма», — отмечает эксперт.
Действительно, за последние несколько лет Екатеринбург лишился ряда исторических памятников. Стоит вспомнить, что только за минувший год произошло три громких скандала, связанных со сносом памятников. Если в случае с домом Ярутина меры избавления от строения были явно незаконными, то здание бывшей водолечебницы, расположенное в непосредственной близости со стройкой главного офиса Уральского банка Сбербанка России, исчезло с лица города на якобы законных основаниях.
Представители общественности направили письмо сразу в Правительство РФ, минуя местную власть. Как заявил Олег Букин, областное правительство не заинтересовано в том, чтобы исторические памятники Свердловской области остались под защитой государства.
«Во-первых, это не совсем в компетенции местной власти. Если с инициативой выступил Минрегион, который лоббирует интересы субъектов, то позиция свердловских властей становится ясна. А во-вторых, они считают, что защищать старые здания — значит строить преграду так называемому «развитию» города», — рассуждает представитель общества по защите памятников.
Чтобы исправить ситуацию, у свердловской общественности есть еще два или три месяца. Уральцы ждут ответа от премьера, будучи уверенными, что он обязательно будет.
Валентина Попова