В Екатеринбург зашла новая сеть бытовой техники и электроники — Корпорация «Центр». Судя по первым шагам, компания, пришедшая на уральский рынок из Удмуртии, пытается отодвинуть местные сети, делая ставку на демпинг.
Когда-то в начале двухтысячных было принято считать, что Урал плотно контролируют свои сильные ретейлеры на рынке бытовой и цифровой техники. Затем пришли федеральные игроки, и ряд известных местных брендов, таких как «Уральский вал» и «Оникс», вынуждены были уйти. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что есть и обратные примеры, когда на рынке не задерживались крупные федеральные сети, например — «Мир». Однако приход на рынок сетей из российской глубинки — это нечто новое.
На рынке Удмуртии Корпорация «Центр» появилась почти 20 лет назад. В 2003 году компания вышла на рынок Башкортостана и спустя семь лет добралась до Урала. В мае 2010 года компания зашла на рынок Нижнего Тагила, в августе открыла магазин в Каменске-Уральском, а в сентябре решилась начать работу в Екатеринбурге. Открытие состоялось в торговом центре «Гудзон». На днях в областном центре начал работу второй магазин компании — в ТРЦ «Кит».
Маркетинговая политика бизнесменов из Ижевска весьма своеобразна. Компания арендует площади в торговых центрах, где уже работает тот или иной профильный магазин, и делает предложение о 30–35%-ной скидке, отбивая тем самым покупателей. В силу каких-то причин особенной популярностью у гостей в этом плане пользуется сеть «Кардинал».
Первые ласточки подобной агрессивной политики уже дают о себе знать. На витринах здания торгового центра «Гудзон», на первом этаже которого располагался магазин «Кардинал», размещен баннер «Ищем арендатора». Как рассказали в торговом центре, с 1 ноября 2010 года «Кардинала» в торговом центре уже не будет, а вот Корпорация «Центр», судя по всему, остается. Отметим, «Кардинал» в «Гудзоне» не проработал и года.
В самом «Кардинале» версию о вынужденном отъезде из-за роста конкуренции не подтвердили, мотивируя свой поступок повышением арендной платы в торговом центре. Как сообщил основатель сети Рафаэль Шихов, компания намеревается перенести магазин в другое место.
«Повышение арендной платы в «Гудзоне» — единственная причина, по которой мы покинули этот торговый центр. Мы намерены открыть точку в другом месте, со временем станет известно — где. Что же касается версии о том, что Корпорация «Центр» нас преследует, то я с этим не согласен. Судя по всему, они просто занимают свободные, долго пустующие площади», — отметил предприниматель.
Однако последующие события заставляют усомниться в правоте Рафаэля Шихова. Вскоре после заселения в «Гудзон» Корпорация «Центр» открыла свой магазин в ТРЦ «Кит», где, как известно, также работает «Кардинал». Поэтому у экспертов возникло подозрение, что компания намеренно реализует агрессивную схему по избавлению от конкурентов: арендовать соседнюю площадь и снизить цены. В таком случае у оппонента, как правило, не остается иного выбора, кроме как покинуть поле боя.
Сам Рафаэль Шихов уверяет, что выезжать из «Кита» он не намерен, а растущую в городе конкуренцию лишь приветствует. Кстати, не исключено, что отказ «Кардинала» от части помещений действительно не вызван действиями «Центра». Например, известно, что екатеринбургская сеть также отказалась от части площадей в рыночном комплексе «Уралмашевский».
Руководство корпорации «Центр» сегодня прокомментировать ситуацию не смогло. В комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга УрБК заявили о том, что информацией о планах и стратегии «Центра» не располагают.
Уже работающие в Екатеринбурге представители рынка БТиЭ советуют не спешить с оценками перспектив компании из Ижевска.
«Само по себе предоставление скидок в начале работы — шаг вполне предсказуемый и даже банальный. Вот только для того, чтобы закрепиться в Свердловской области и тем более претендовать на какую-либо долю рынка, этого недостаточно. Нужно предъявить еще какие-то козыри. Пока ничего сверхнеожиданного они не демонстрируют», — заявил УрБК представитель одной из сетей.
Валентина Попова