«Уральский рабочий» и Надежда Баяндина: Екатеринбург должен окончательно закрепиться в списке мировых мегаполисов
Такую задачу ставят разработчики новой редакции главного стратегического документа уральской столицы
Работа над новой редакцией главного стратегического документа нашего города вошла в завершающую стадию. После подписания главой Екатеринбурга (а это должно произойти до конца месяца) проект Стратегического плана развития города будет вынесен на заседание Екатеринбургской городской Думы. И жизнь пойдёт по обновлённому плану. Как минимум до 2020 года. Об удачах и неудачах реализации прежней редакции Стратегического плана и о задачах новой нам рассказал заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ.
Четыре секрета успеха
— Александр Геннадьевич, вы были одним из разработчиков Стратегического плана развития Екатеринбурга. Первого в истории всей страны. Тяжело быть первопроходцем?
— Что тогда, что сейчас главной проблемой является отсутствие утверждённой на государственном уровне единой методики оценки показателей социально-экономического развития городов. В результате сравнение показателей разных городов получается некорректным. Скажем, мы долго не могли понять, почему Уфа опережает Екатеринбург по объёму платных услуг населению. Выяснилось, что мы считаем услуги, оказываемые только в сфере бытового обслуживания, а Уфа включает туда ещё и жилищно-коммунальные услуги. Аналогичная проблема и по многим другим показателям, которые федеральные власти не сочли необходимым утвердить.
На стратегическое планирование нет ссылок в Бюджетном кодексе. Получается, что сама стратегия в стране есть, а оснований для её финансирования нет.
Несмотря на все трудности, Екатеринбург с точки зрения стратегического планирования ушёл далеко вперёд. В последние несколько лет наши семинары по разработке аналогичных документов посетили представители порядка 90 городов. Что характерно, лозунги нацпроектов, утверждённых на самом высоком уровне, совпали с задачами наших стратегических программ. Правда, потом нацпроекты практически свернули, хотя проверки по ним идут до сих пор.
В общем и целом успех Стратегического плана развития Екатеринбурга базируется на четырёх условиях. Первое — это личное участие главы Екатеринбурга. Аркадий Михайлович ЧЕРНЕЦКИЙ внимательно рассматривает каждый проект и вносит свои правки. Второе — это разработка плана собственными силами. Мы не привлекаем московских консалтеров, как делают в некоторых других городах (в итоге заказчики получают книжку, нередко списанную с нашего Стратегического плана). Мы разрабатываем документ сами, учитывая реальные проблемы города. Третье — привлечение как можно большего числа горожан, вследствие чего наш план становится документом всего городского сообщества. Наконец, четвёртое — наличие механизма реализации. Мы не просто мечтали, мы понимали, как эту мечту осуществить.
— Когда постоянно живёшь в городе, не сразу замечаешь перемены. Давайте представим, что было бы, если бы не было того Стратегического плана, по которому мы живём с 2003 года. Точнее, чего бы не было…
— Чтобы это понять, нужно поездить по другим городам, которые взялись за разработку стратегических документов гораздо позже (например, Пермь серьёзно начала работать над своим планом только в 2008 году).
Уверен, у нас была бы совершенно другая структура товарного рынка и сферы обслуживания. В своё время мы помогли предпринимателям, поддержав перевод квартир в офисные помещения. Так мы смогли удовлетворить потребность бизнеса в офисах. И бизнес стал развиваться. В результате горожане могут получить сегодня практически любую услугу и купить практически любой товар. То, что в Екатеринбурге считается само собой разумеющимся (широкий ассортимент, хороший сервис и т. д.), в других городах является скорее исключением.
Не были бы решены многие транспортные проблемы. Любая развязка появляется не ранее чем через 5—6 лет после принятия решения о строительстве. Сначала она проектируется в соответствии с определяемой стратегией развития города и генеральным планом, потом строится. Поэтому вне стратегического плана развязки, которые начинают у нас появляться, были бы невозможны.
Даже перед городами — субъектами Федерации у нас есть преимущества. Тот, кто хоть раз был в аэропорту Санкт-Петербурга, поневоле начинает испытывать за наш аэропорт чувство гордости.
Прогнозы сбылись. На 70%
— Загадывать на будущее — задача неблагодарная. Тем не менее Стратегический план без прогнозов немыслим. Многие ли из них сбылись?
— Порядка 70% ожиданий оправдались. Около 30% реализованы в большей степени, чем мы предполагали. Вспомните, что было признаком хорошей жизни в советское время? Квартира, дача, машина и стационарный телефон. Если наличествовали все четыре фактора, можно было считать, что жизнь удалась. Неудивительно, что проект по всеобщей телефонизации населения вошёл в Стратегический план развития Екатеринбурга наравне с остальными. Планировалось, что к 2015 году каждая квартира будет оборудована стационарным телефоном. Однако уже к 2005 году количество абонентов сотовой связи превысило число жителей города. То есть план оказался перевыполнен. С опережением мы идём и по росту объёмов жилья. На показатель ввода около 800 тыс. кв. м жилья в год предполагалось выйти уже после 2010 года. В реальности мы достигли его ещё в 2007 году. И, несмотря на кризис, продолжаем удерживать на уровне 800—900 тыс. кв. м.
— Какие же проекты не оправдали ваших ожиданий и почему?
— Причины самые разные. Одна из них — отсутствие необходимых рычагов. В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» совершенно чётко прописано, чем мы можем заниматься, а чем не можем. Федеральной функцией является, в частности, снос и отселение аварийного и ветхого жилья. Но «федералы» выделяют средства на снос и отселение только того жилья, которое было признано аварийным и ветхим до 1 января 2007 года. В итоге показатели по данному виду деятельности отстают от запланированных.
Кризис тоже скорректировал планы. Мы надеялись к этому времени сделать развязку на Базовом. Не сделали. Рассчитывали, что строительство метрополитена будет проблемой не только Екатеринбурга, но также областных и федеральных властей. Надежды не оправдались. Понимания по этому вопросу удалось достичь только в 2009 году, когда проблемой вплотную занялся новый губернатор Александр МИШАРИН. Свои 50%, необходимые для завершения 1-й очереди, средств область, скорее всего, выделит.
— А как же проект «Большой Екатеринбург?»
— Проект был заморожен из-за отсутствия политической воли со стороны экс-руководителя Свердловской области Эдуарда РОССЕЛЯ. Но с приходом к власти другого человека идея Большого Екатеринбурга получила второе дыхание. Посмотрим, что будет дальше. Мы к этому проекту относимся положительно. Однако города-соседи объединяться не хотят. Деньги большинству из них даёт областной бюджет. В случае же объединения давать должны будем мы. А у нас более жёсткие требования к планированию и эффективности расходования средств.
Но даже если решение об объединении принято не будет, Екатеринбург в своём развитии не остановится, а начнёт двигаться в сторону Московского и Челябинского трактов. И ещё неизвестно, что лучше: восстанавливать инженерную инфраструктуру в Берёзовском, Арамиле и других городах или развивать новую в коттеджных посёлках, которые расположены к западу и югу от города и в которых будут жить горожане. Меня, например, перспектива самостоятельного развития и даже возможного объединения с Челябинском нисколько не пугает. Но если Екатеринбург пойдёт в направлении Московского и Челябинского трактов, города, пытающиеся сегодня отстоять свою независимость и называющие нас чуть ли не захватчиками, навсегда останутся отдалёнными территориями. Думаю, дети граждан, которые там живут, вряд ли скажут им за это спасибо.
Не машина, а локомотив
— То есть проект «Большой Екатеринбург» остаётся в новой редакции плана. Вообще насколько сильно новая редакция будет отличаться от старой?
— Стратегический план — это большой локомотив. Он не может, как легковая машина, развернуться и поехать в другую сторону. Направление поменять нельзя. Можно поменять отдельные детали. Мы изменили некоторые показатели, являющиеся контрольными точками. Предположим, в первой редакции плана при измерении эффективности обслуживания жилого фонда применялись такие показатели, как количество кубов воды или количество гигакалорий тепла, поставленные в жилые дома. Но данные показатели неинформативны. Сейчас мы используем другие, отражающие качество предоставления услуги, например: количество квартиро-дней без холодной или горячей воды, без тепла, без лифта, количество претензий и жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг и т. д.
— А есть принципиально новые проекты?
— Предложен новый проект «Софтверный технопарк», направленный на развитие на территории города IT-компаний. Реализация данного проекта — это новые рабочие места. Это выплаченные налоги. Это возможность при наличии определённого IQ найти работу, которая даст удовлетворение, не где-нибудь в Москве, а в родном Екатеринбурге. Есть и другие новые проекты, учитывающие как уже достигнутые результаты, так и появившиеся возможности: «Екатеринбург — евроазиатский торгово-транспортный узел» и т. д.
— Давайте попробуем сделать ещё один прогноз. Каким же будет Екатеринбург в 2020 году согласно новой редакции Стратегического плана?
— Город должен окончательно закрепиться в списке мировых городов. Это города, которые известны всему миру, не важно, в какой стране они находятся. Они являются логистическими центрами, центрами финансовых потоков, центрами образования и в целом локомотивами экономики страны. И Екатеринбург будет таким городом. Я в этом совершенно уверен.