Страховые компании России подводят итоги полугодия, в том числе — анализируя собственный опыт борьбы с мошенничеством на данном рынке. Как уверяют эксперты, преступники в кризис перестали брезговать даже «мелочевкой», а либеральный настрой федерального законодателя осложняет жизнь не правонарушителям, а добросовестным игрокам. При этом настоящей «черной дырой» этого бизнеса, как и прежде, остается автострахование.
Напомним, один из крупнейших игроков страхового рынка страны, компания «Россгосстрах», заявила, что за I полугодие департаментом экономической и информационной защиты бизнеса компании было выявлено 70 случаев страхового мошенничества, возбуждено 46 уголовных дел, предъявлено гражданских исков в рамках расследования уголовных дел и судебных заседаний на сумму более 62,5 млн. рублей. В результате компании удалось вернуть порядка 122 млн. рублей.
На Урале, как и в целом по стране, ситуация не лучше.
Только в «Северной Казне» выявлено 12 фактов мошенничества, из них 10 по ОСАГО и 2 в сфере добровольного страхования на общую сумму 346,91 тыс. рублей. Кроме того, компанией выявлено 2 агента – «оборотня», обвиненных в растратах, сообщил УрБК генеральный директор «Северной казны» Александр Меренков.
Как уверяют в «Росгосстрахе», по сравнению с прошлым годом количество выявленных случаев страхового мошенничества существенно выросло, при этом в общем объеме выявленных случаев заметно увеличилась доля слаженных преступных групп. И региональные, и федеральные компании при этом сходятся во мнении, что в основном такого рода факты фиксируются в автостраховании.
Наибольшие потери страховые компании Урала традиционно несут в автостраховании «В этой сфере есть бытовое мошенничество (когда человек пытается получить больше, чем ему положено) и организованное (когда действует преступная группа). Мошенникам интересны суммы от 20 тысяч рублей. На втором месте — грузоперевозки, где вообще бывает все, вплоть до убийств. Там суммы от 500 тысяч и выше», — говорит Александр Меренков.
Директор страховой компании «Уверен.Ру» Дмитрий Астафьев акцентирует внимание на проблемах страховщиков, носящих объективный характер.
«Справку в ГИБДД можно получить без выезда на место ДТП ее сотрудников и без осмотра повреждений транспортного средства представителями органов правопорядка. Иными словами подготавливается автомобиль, инсценируется место ДТП, оно регистрируется звонком в ГИБДД. Потом едем в автоинспекцию и фантазируем, а для страховщика справка из «компетентного» органа — закон, так как данный документ удостоверяет факт страхового случая и его обстоятельства. Никаких сговоров, никаких подкупов — просто «дыра» в системе», — добавляет Дмитрий Астафьев, отмечая, что эта ситуация весьма выгодна для мелких мошенников.
При этом Федеральная служба страхового надзора РФ строго следит за сроками страховых выплат, что не позволяет страховщику более пристально всматриваться в тот или иной подозрительный страховой случай.
Еще одна причина финансовых потерь компаний — настрой судей. Мнение страховщиков скорее чаще, чем реже расходится с решениями наших судебных органов. Особенно остро эта проблема стоит в спорах с физическими лицами. Страховщик, стараясь предусмотреть первичные механизмы защиты от мошенников в правилах страхования, включает в последние разного рода условия, которые впоследствии решениями судов признаются ничтожными.
Ситуация в сфере медицинского страхования несколько менее проблемна. Как отмечает президент Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев, чаще всего мошенничества тут носят более безобидный в финансовом плане характер. Как правило, люди желают получить полис ОМС, не соответствующий их реальному статусу.
«Например, человек «в погонах», которому неудобно обслуживаться в своей ведомственной больнице, пытается оказаться «безработным» или включенным в списки «гражданского работодателя». Естественно, возникают проблемы у мигрантов. Но так как проблемы базы данных полисов ОМС носят довольно системный характер, то называть подобные случаи «мошенничеством» как-то язык не поворачивается. Да и в нашей системе наказать пациента «не с тем полисом» страховая компания практически не в состоянии», — признает Максим Стародубцев.
Реальные потери страховых компаний от мошеннических действий подсчитать практически невозможноНередко и сами компании оказываются нечестны со своими клиентами.
«Борьбу со своими «коллегами», которые продают полисы добровольного медицинского страхования за те услуги, которые полагаются пациенту бесплатно, мы ведем уже несколько лет. В этом месяце выиграли очередной суд у компании «Мединком». Постоянно существуют приписки в больницах. Например, не секрет, что пациент (особенно в области), внимательно изучающий свою амбулаторную карту, может увидеть там записи о посещениях, которых на самом деле не было. Но люди сами на это не жалуются», — призывает граждан быть активнее Максим Стародубцев.
По мнению аналитиков «Росгостраха», в отличие от докризисных времен организаванные преступные группы сегодня не упускают возможность получить и скромные «заработки».
«Если раньше случаи участия преступных групп были единичны и люди шли в страхование за большими суммами, то теперь преступники не брезгуют и «мелочевкой», то есть берут «оборотом», — подчеркивает руководитель Департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании Александр Мозалев.
Уральские эксперты уверяют, что уже предприняли адекватные ситуации шаги. Так по данным Ассоциации «Территория», в связи с кризисом, именно на «мелочи» больше внимания стали обращать сами страховщики, ведь прошлый год действительно увеличил численность криминального контингента, готового браться «за любую работу.
Впрочем, несмотря на все усилия страховщиков, финансовые потери регионального бизнеса от мошенничеств остаются существенными, в том числе — и по причине достаточно скромных организационно-финансовых возможностей.
«Даже «Росгосстрах» с его колоссальной филиальной сетью, не имеет возможности в каждом центре урегулирования убытков создать мощную службу безопасности или обеспечить эффективную коммуникацию «с центром», — резюмировал Дмитрий Астафьев.