Основоположники консьюмерского движения в России, разрабатывая Закон РФ «О защите прав потребителей», заложили в него как бы три точки опоры, три структуры, обеспечивающие реализацию государственной обязанности защищать потребительские права граждан. Это федеральные органы контроля в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
На федеральном уровне на сегодня главным звеном системы является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор. И хотя эта служба год от года совершенствует свою работу и оказывает, безусловно, большое положительное влияние на потребительский рынок, можно смело утверждать: нельзя объять необъятное. Для России, с ее территориальными масштабами, не хватит денег на содержание необходимого количества федеральных контролеров, да и невозможно организовать их присутствие не только в каждом населенном пункте, но и даже в каждом административном центре муниципального образования.
К большому сожалению, начавшееся с принятием закона бурное развитие общественных объединений потребителей на сегодня резко свернулось из-за отсутствия финансовых источников существования, а государственных грантов и налоговых льгот, на которые существуют эти организации во всех цивилизованных странах мира (и только потому, что при этом государственные вложения более эффективны), в России нет.
С муниципальной ветвью системы защиты прав потребителей сегодня происходят еще большие странности. В силу части II Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» №39/248, принятой единогласно 16 апреля 1986 года, «Governments should develop, strengthen or maintain a strong consumer protection policy, taking into account the guidelines set out below», или: «Правящие должны разрабатывать, укреплять или продолжать активную политику защиты интересов потребителей с учетом изложенных ниже руководящих принципов».
Поэтому федеральные органы власти должны были, укрепляя политику защиты прав потребителей органами местного самоуправления, сформулированную 44-й статьей закона «О защите прав потребителей», усилить позиции местного самоуправления в действиях по защите прав потребителей изданным позднее Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместо этого законодатель сначала сокращает объем полномочий органов местного самоуправления по ст. 44, а затем не включает в вопросы местного значения (статьи 14—16 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») обязанности по защите прав потребителей.
В силу конструкции этого закона с 01.01.2009 г. такая деятельность органа местного самоуправления становится незаконной, если у него нет свободных денег в бюджете, которые остаются после исполнения обязанностей по вопросам местного значения, поименованных в упомянутых статьях. С учетом наступившего кризиса таких денег нет не только в бюджетах сельских поселений и муниципальных районов, но и в таких городских округах, как Екатеринбург. Это привело к практически повсеместному сворачиванию в России деятельности местного самоуправления по защите прав потребителей.
Она сохраняется в какой-то форме лишь там, где глава местного самоуправления на свой страх и риск выделяет определенные средства для сохранения минимального уровня защищенности потребительских прав жителей, как это происходит в нашем городе и чего больше нет в Перми, Челябинске, Тюмени, Омске и большинстве других областных центров.
А ведь только органы местного самоуправления наиболее приближены к населению. Глава сельской, поселковой администрации есть в каждом селе, поселке. Если в поименованные статьи 131-ФЗ внести изменения — три слова — и записать: «защита прав потребителей», органы местного самоуправления получат право при формировании бюджетных расходов законно планировать расходы на защиту потребительских прав граждан России.