На вчерашнем заседании в студии телекомпании «ОТВ» уральские политологи попытались дать обстоятельные ответы сразу на три актуальных вопроса. Почему сборная России так мало выигрывает на Олимпиаде в Ванкувере? Как повлияет на нашу жизнь отмена обязательной сертификации на реализуемые в розничной торговле продукты питания? Всегда ли можно доверять информации, получаемой из Интернета?«Большой спорт — это бизнес!» — с такого безапелляционного заявления начал своё выступление по первому вопросу политолог Фёдор Крашенинников. Коллеги не стали с ним спорить. Михаил Свешников, например, считает большой спорт вообще разновидностью шоу-бизнеса, хотя признал, что развивать спорт высоких достижений всё- таки нужно. «Но если у нас в загоне массовый спорт, — риторически вопросил политолог, — то откуда будет подпитываться спорт высоких достижений?».
Инна Боева напомнила собравшимся, что большой спорт — это ещё и политика. «Это действительно так, — поддержал ведущую программы Денис Токарский, — ведь показатели в спорте демонстрируют достижения страны во всех других областях — в том числе в заботе о здоровье населения, техническом прогрессе и так далее».
Но дело в том, что сегодня занятия спортом вообще дорого стоят, а зимние его виды, по мнению политологов, особенно — ведь кроме льда и снега они требуют разнообразного дорогостоящего спортинвентаря, не менее дорогостоящей специальной спортивной одежды, сложного оборудования лыжных трасс и трамплинов, ледовых катков и игровых полей…
В этих условиях, считает политолог М. Свешников, лучше тратить миллионы рублей не на развитие кёрлинга и других, как он выразился, «синтетических» видов спорта, а на вовлечение людей, особенно молодёжи, в массовый спорт, который формирует здоровье нации. И хорошо, считают участники дискуссии, что в последнем своём выступлении губернатор Александр Мишарин так много внимания уделил этому вопросу, предложил увеличить количество занятий физкультурой в школах, создать систему мотиваций для тех, кто ведёт здоровый образ жизни…
Обсуждая тему отмены с 15 февраля обязательной сертификации на реализуемые в розничной торговой сети продукты питания, политологи пришли к выводу, что отрицательного влияния на жизнь населения страны это не окажет. От покупки некачественного продовольствия мы и раньше не были гарантированы, считают участники заседания Политклуба, потому что недобросовестный продавец при желании мог приобрести сертификат на любой залежалый товар. Конечно, жулики будут пытаться и впредь сбывать потребителю товары сомнительного качества, но отмена обязательной сертификации позволит эффективнее бороться с «чудищем коррупции». Теперь продавцу не надо нести взятку чиновнику, а попытка сбыть какую-нибудь дрянь чревата для него тем, что в следующий раз покупатель предпочтёт приобретать продовольствие у более честного конкурента. Это в случаях, если проданное им не нанесёт вред здоровью людей. Если же такой вред будет нанесён, производителю и продавцу некачественного продовольствия придётся отвечать уже перед законом…
Политологи выразили также надежду, что отмена обязательной сертификации будет способствовать и развитию институтов гражданского общества, которые способны более эффективно отстаивать права потребителей, чем назначенные чиновники. Но главное, чтобы у людей всегда был выбор.
К третьему вопросу повестки своего заседания — о том, всегда ли можно доверять информации из Интернета, политологи решили обратиться в связи с появлением в ряде предвыборных газет и листовок провокационных материалов, дискредитирующих некоторые партии, участвующие в выборах в областную Думу. Те, кто перепечатывает такие материалы, ссылаются на источники в Интернете.
— Да, современный Интернет — это достаточно структурированное информационное пространство, — считает политолог Евгений Потапов, — через которое и СМИ доносят до людей информацию, в том числе официальную, и которое сами люди используют для общения между собой, особенно через модные сегодня социальные сети. Поэтому запустить любую информационную «утку» через Интернет достаточно просто…
Официальные СМИ, как правило, досконально проверяют и перепроверяют информацию, полученную через Интернет, прежде чем опубликовать её или выпустить в эфир. Что же касается простых обывателей, то политологи предложили рассматривать информацию, предлагаемую им в Интернете, как любой другой товар. Не надо сразу воспринимать всё на веру, желательно с помощью поисковых систем постараться выяснить «откуда уши растут» у той или иной сенсационной новости.
Задействовать государственные механизмы регулирования информации в глобальной сети, по мнению большинства участников дискуссии, нецелесообразно, да и вряд ли возможно. Чтобы бороться с дезинформацией, надо не отмахиваться от появляющихся в печати или в эфире фальшивок, тем более, если они способны нанести ущерб обществу, государству, а стараться оперативно отвечать на них, всегда говорить людям правду.
Когда у людей появляется возможность выбора из многих различных источников информации, они сами способны докопаться до истины и отличить правду от лжи. Как и любой другой продавец товара, поставщик информации тоже должен заботиться о своей репутации на рынке информационных услуг. Ведь СМИ, дезинформирующие читателя, зрителя или слушателя, могут просто лишиться своей аудитории.
«Областная газета». Фото Александра Зайцева.