«РБК daily» и Елена Григорьева: «ФССН предостерегла от авантюр»
Страховщиков, увлекшихся демпингом
Вчера руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль выступил с инициативой появления требований к бизнес-планам страховщиков и экономическому обоснованию применяемых к тарифам поправочных коэффициентов. Также глава страхового надзора высказался за изменения в законодательство, которые позволят ввести ответственность акционеров за состояние дел в страховой компании.
Александр Коваль предупредил, что без достаточной статистики по определенным рискам и экономически обоснованных коэффициентов теперь получить одобрение ФССН правил страхования будет сложно: «Если страховщики не уверены в правилах страхования, лучше их не подавать. Рано или поздно они будут проверены». Также он выступил за отмену уведомительного порядка предоставления в ФССН правил страхования, отметив, что в настоящее время в службу страхового надзора подаются правила, по которым при наступлении страхового случая получить возмещение практически невозможно. В частности, это касается страхования ответственности за исполнение обязательств по госконтрактам.
По его словам, «в подаваемых в надзор правилах страхования приводятся различные поправочные коэффициенты, позволяющие страховщикам изменять тарифы от нуля до бесконечности. Коэффициенты в отличие от тарифов не обоснованы вообще никак».
«В условиях кризиса невозможно запретить компаниям продавать страховой продукт ниже рыночной цены. Кроме того, мы обязаны акцептовать правила страхования, подаваемые в ФССН в уведомительном порядке, — сказал г-н Коваль. — Но мы все понимаем, к чему это приведет завтра. Надзор рекомендует избегать авантюрной тарифной политики: те страховщики, которые ее проводят, столкнутся с проблемой неплатежеспособности. ФССН тогда будет реагировать соответствующим образом».
Замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева вчера также отметила наличие на рынке «неадекватной тарифной политики»: «Если страховая компания демпингует по одному виду страхования, то компенсирует недополучение премии по нему повышением тарифов по другим видам на 25—30%».
«Трудности будут, пока не появится институт независимых актуариев, — сказал вчера г-н Коваль. — Соответствующий законопроект, разработанный Минфином, по его словам, может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в сентябре, а вступить в силу — 1 января 2010 года.
Помимо этого он выразил обеспокоенность тем, что экономическое обоснование бизнес-планов страховщиков составляется по принципу «кто во что горазд». «Судя по документам, поступающим в ФССН, все страховщики альтруисты: работают без прибыли», — удивился глава ФССН. Между тем, по словам Веры Балакиревой, «отсутствуют требования, что страховая компания должна выполнять бизнес-план, а также санкции ФССН за его невыполнение».
Гендиректор «Интач страхования» Георгий Аликошвили поясняет: «Страховое сообщество очень неоднородно, на рынке существует более 800 компаний разного масштаба, поэтому очень сложно определить готовность к введению требований к бизнес-планам. В серьезных западных компаниях, где бизнес-планирование — неотъемлемая часть бизнес-процесса, к таким нововведениям скорее всего готовы».
Александр Коваль также заявил, что ФССН намерена продолжать информировать страхователей о среднерыночных тарифах и начнет публиковать соотношение жалоб к общему количеству договоров страхования. Компании с превышением определенного показателя этого соотношения попадут под усиленный контроль надзора.
По словам руководителя управления методологии и развития страхового бизнеса компании «АльфаСтрахование» Ольги Галкиной, критерием качества работы страховщика является не столько количество жалоб, сколько соотношение количества обоснованных жалоб выгодоприобретателей и общего количества страховых выплат. «Однако выделить долю обоснованных жалоб из общего потока жалоб в ФССН можно только по итогам ответов страховщиков на соответствующие запросы надзора, да и технически такая работа слишком затратна», — говорит она.