На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель начальника Уральского ГУ Банка России Сергей Коровин.— Сергей Владимирович, с 1 июля 2022 года к платформе «Знай своего клиента», созданной Банком России, подключились все российские банки. Расскажите об особенностях работы сервиса, о его влиянии на банки и бизнес.— Это сервис, где хранится информация обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Платформа определяет, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент банка с точки зрения «антиотмывочного» законодательства.
На платформе все предприятия разнесены на три группы по уровню риска вовлеченности в проведение подозрительных операций — «зеленую», «желтую» и «красную». По оценкам Банка России, к первой группе относятся примерно 99% российских компаний, второй — 0,7%, третьей — 0,3%. В зависимости от такой оценки банки должны определять режим работы с клиентами.
При этом информация из платформы является для банков дополнительной. Окончательное решение, к какой группе риска относить клиента, принимает сам банк.
— Откуда появляется информация о клиентах банков?— Банки, в соответствии с законом о противодействии легализации, ежедневно должны предоставлять регулятору информацию о своих клиентах — юридических лицах и ИП. В рамках платформы «ЗСК» деятельность предприятий анализируется с помощью специально разработанных алгоритмов. И каждый день Банк России, в свою очередь, направляет каждому банку информацию обо всех юрлицах и ИП с разбивкой по уровню риска.
— Работает ли платформа с информацией о физических лицах? — Нет, платформа оценивает только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем самозанятые также не включены в периметр платформы ЗСК, поскольку они не зарегистрированы как ИП.
— Зачем нужна такой сервис, что она дает банкам?— По российскому «антиотмывочному» законодательству, банки обязаны сами проводить оценку клиентов. Это делается для того, чтобы вовремя выявлять и пресекать операции по отмыванию незаконных денег и их выводу за рубеж. Но у Банка России значительно больше информации, чем у каждого банка в отдельности, и оценка регулятора точнее. Пользуясь ею, банки смогут сосредоточить свое внимание на действительно рискованных клиентах. При этом для добросовестных клиентов, наоборот, взаимодействие с банками будет облегчено, например, им не смогут отказать в проведении операции или открытии счета.
Но напомню, что информация платформы «ЗСК» является для банков вспомогательной, окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения «антиотмывочного» законодательства они должны присваивать самостоятельно. Соответственно, их оценка может быть, как выше той, которая дана платформой, так и ниже.
— Если предприятие не согласно со своей оценкой, что ему делать?— Отнесения к группе риска должно быть подтверждено одновременно и Банком России, и обслуживающим банком. Это сделано как раз для минимизации ошибок. При этом у компании, попавшей в красную зону, есть право оспорить решение. Для этого, она может обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России, в которую входят Росфинмониторинг, ФТС России, уполномоченный по правам предпринимателей, а также представители банковских и бизнес-объединений. Если решение комиссии клиента не устроит, он вправе обратиться в суд.
— Как использование платформы отразится на взаимодействии клиентов с банками?— Как я уже говорил, абсолютное большинство предприятий по итогам пилотирования проекта было отнесено к категории клиентов с низким уровнем риска. Таким клиентам банк не вправе отказать в открытии счета или в проведении операции, а также не вправе расторгнуть с ним договор банковского счета. Соответственно, в среде таких «зеленых» клиентов переводы и платежи должны осуществляться без ограничений.
Легкость оценки клиентов из «зеленой» зоны высвобождает ресурсы банка для более строгого контроля операций компаний из «желтой» и «красной» группы. Отмечу, что в отношении клиентов из «красной» группы могут быть применены ограничительные меры. Если клиент отнесен к зоне повышенного риска в рамках платформы «ЗСК», и банк также решает, что это «красный» клиент, банк обязан заблокировать денежные средства такого клиента и не выполнять его распоряжения о проведении операций.
Что касается «желтых» клиентов, показывающих средний уровень риска, то для них ничего не меняется. Банки так же, как и ранее в случае выявления нарушений будут применять в работе с ними «антиотмывочное» законодательство, в частности, отказывать в проведении операций.
В целом использование платформы «Знай своего клиента» позволит «зеленым» предприятиям снизить документооборот с банком, что высвободит ресурсы бизнеса для решения повседневных задач.
— Банки готовы работать с помощью «ЗСК»? Это требовало каких-то технологических настроек? — Прежде чем запустить платформу, мы провели пилотирование. В том процессе участвовали все заинтересованные банки. Оценивалась как качественная составляющая — собственно сам механизм оценки, так и технологическая — отсутствие сбоев при передаче и обработке информации. Результаты показали, что вероятность сбоев крайне мала.
Интеграция информации из платформы «ЗСК» в собственные противолегализационные процедуры, конечно, потребовала от банков дополнительных процедур. Но в дальнейшем, использование сервиса поможет снизить нагрузку на банки, так как основная часть работы по оценке клиентов будет совершаться на платформе.
Фото предоставлено пресс-службой Уральского ГУ Банка России