С сегодняшнего дня, 11 февраля, в Екатеринбурге до 32 руб. подорожал проезд в общественном транспорте. Это первое за последние пять лет повышение транспортного тарифа в уральской столице.
Новые ценникиВместе с разовой ценой поездки изменится стоимость проездных, льготных билетов и «электронного кошелька». Купить проездные по новым тарифам можно будет уже с 15 февраля, а действовать они начнут с 1 марта. Еще одной особенностью нововведений стало то, что цена проезда в наземном общественном транспорте сравнялась со стоимостью проезда в метро. Это дало возможность вернуть единый проездной билет.
В итоге месяц поездок по новому электронному проездному билету на четырех видах транспорта (автобус, троллейбус, трамвай и метро) для организаций будет стоить 2,9 тыс. руб., для граждан — 2,8 тыс. руб., для студентов — 1,9 тыс. руб., для школьников — 1,5 тыс. руб. Электронный проездной для школьников на три вида транспорта (только наземный) будет стоить 960 руб.
Проездной на наземный транспорт с лимитом на 60 дней с момента первой поездки будет стоить 570 руб. при лимите в 20 поездок, 1 тыс. 120 руб. — при лимите в 40 поездок, 1 тыс. 925 руб. — при лимите в 70 поездок.
«Электронный кошелек» на четыре вида транспорта будет стоить 27,5 руб. за одну поездку для школьников и 28,5 руб. — для студентов. Для взрослых цена будет различаться: 30 руб. в наземном транспорте и 32 руб. на метро.
Электронный пересадочный проездной билет на наземные виды транспорта на 30 минут с начала первой поездки будет стоить 32 руб. На четыре вида транспорта при лимите в 60 минут — 62 руб.
Также изменится цена электронного проездного билета для пенсионеров. Проездной на четыре вида транспорта с лимитом в 50 поездок будет стоить 520 руб. за месяц. На наземный вид транспорта — 970 руб. за месяц. «Электронный кошелек» на четыре вида транспорта — 23 руб. за одну поездку.
Куда пойдут деньги? О том, чем обоснованы эти тарифы, рассказали сами перевозчики. Например, большую часть денег при формировании проездного тарифа составляет зарплата водителей и кондукторов — 53%.
На втором месте по затратам находятся налоговые отчисления, составляющие 16,4% от стоимости билета. Сюда входят налоги на заработную плату сотрудникам, земельные участки, подвижной состав и так далее.
Также транспортные предприятия посчитали, что 8% от итогового тарифа уходит на ремонт автобусов, троллейбусов и трамваев (в том числе на запасные части). Еще 10% расходуется на электроэнергию, 5% — на горюче-смазочные материалы.
Общехозяйственные расходы, такие как питание водителей и кондукторов (организованы на конечных пунктах маршрутов), медицинское освидетельствование, работа диспетчеров, техников и другого вспомогательного персонала — все это составляет 7,6% от тарифа.
Отметим, что в последний раз стоимость проезда в екатеринбургском общественном транспорте поднималась зимой 2017 года — с 26 до 28 руб., а до этого — в 2015 году — с 23 до 26 руб. Немного другая ситуация с метро — в 2019 году стоимость проезда на подземном транспорте выросла до 32 руб. в связи с модернизацией устаревших вагонов.
Перевозчики объяснили необходимость роста тарифа тем, что содержание и эксплуатация автопарка дорожают: цены на горюче-смазочные материалы и запчасти стали выше, а сотрудникам необходимо поднимать зарплаты. При этом изначально транспортные компании выступали за более серьезный рост стоимости проезда — в ноябре 2021 года они оценили себестоимость одной поездки в наземном транспорте в 37 руб., а в метро — 42 руб. Однако в итоге администрация города и перевозчики смогли найти компромиссную сумму — 32 руб., которую в итоге утвердила региональная энергетическая комиссия.