«Россети ФСК ЕЭС» (ПАО «ФСК ЕЭС») вместе с АО «СО ЕЭС» (Системный оператор) применили технологию дистанционного управления на подстанциях 500 кВ «Емелино» и «Исеть», обеспечивающих электроснабжение более 4 млн потребителей Свердловской области. Реализация этого проекта способствовала повышению эффективности и надежности функционирования энергообъектов, а также позволила в разы сократить продолжительность работы по устранению неполадок.
В ходе модернизации на обеих подстанциях было обновлено программное обеспечение автоматизированной системы управлениях технологическими процессами (АСУ ТП). Вдобавок на подстанции «Емелино» было заменено серверное оборудование — вместо импортных приборов установлена российская аппаратура.
«Применение отечественного оборудования и программного обеспечения позволяет быстро решать задачи, если возникают проблемы с ним или с настройкой ПО. Так как все изготовители и производители оборудования находятся на территории России, с ними постоянно есть круглосуточная связь. Возникающие проблемы решаются ими довольно-таки оперативно», — отметил начальник службы РЗА и АСУ ТП Свердловского предприятия уральского филиала «Россети ФСК ЕЭС» Андрей Матков.
Одним из главных достоинств модернизированных подстанций является автоматизация многих процессов. Директор Свердловского предприятия уральского филиала «Россети ФСК ЕЭС» Валерий Мацкевич объяснил, что в сегодняшних реалиях для управления объектом требуется высокая степень наблюдаемости. Необходимо на постоянной основе получать обратную связь о состоянии технологического оборудования подстанции и о том, как выполняются подаваемые оперативным персоналом команды. Соответственно, проводится масса проверочных операций, часть из которых выполняет диспетчер, часть — АСУ ТП.
«Для того, чтобы обеспечить надежность работы электросетевого комплекса, необходимо минимизировать время ликвидации различных технологических нарушений, послеаварийных режимов. Дистанционное управление электросетевыми объектами, оборудованием подстанции позволяет как раз это время сократить до минимума, уменьшить продолжительность ненормальных режимов работы», — подчеркнул В. Мацкевич.
Переход на дистанционный формат способствует тому, что время неоптимальной работы электросетевого комплекса сокращается до нескольких минут, добавил он. По словам директора, это наиболее хорошо видно при выводе в ремонт или вводе в работу линий электропередачи. Этим процессом управляет диспетчер Системного оператора. Он дает команду дежурному на подстанции, тот докладывает о проделанной работе и так далее. В выводе в ремонт ЛЭП участвует дежурный персонал подстанций, работающий на разных концах линии. Соответственно, обеим группам нужно последовательно давать команды на выполнение операций и получать подтверждение об их выполнении. Если же процесс автоматизировать, то программа оперативного переключения пройдет сама. То есть диспетчер запустит автоматизированную программу переключений, которая выполнит весь процесс без участия дежурных с подстанции. Причем сделает это за считанные минуты.
Фото предоставлено ПАО «ФСК ЕЭС»Еще одной особенностью обновленной структуры является создание шифрованных каналов связи для обеспечения информационной безопасности. Благодаря этому полностью исключены ситуации хакерских атак и перехвата управления тем или иным объектом.
Внедрение новых технологий уже позволило повысить надежность работы и качество управления электроэнергетическим режимом энергосистемы. Отметим, что подстанции 500 кВ «Емелино» и «Исеть» участвуют в выдаче мощности Белоярской АЭС и Воткинской АЭС, а также обеспечивают электроснабжение более 4 млн потребителей Свердловской области.
Всего до 2025 года Группа «Россети» намерена реализовать более 150 проектов дистанционного управления. Из них четыре — в магистральных сетях Урала в Тюменской области.